Аннотация | В статье исследуется существующие в науке подходы к определению понятия «правотворчество», делается акцент о влиянии на структуру правотворчества различных факторов, обосновывается мысль о том, что понятие «система» выступает как первичное и довольно широкое для познания самой структуры правотворчества, ее внутренних и внешних аспектов.
Цель исследования — определить универсальный подход к определению предназначения конструкции «система правотворчества» в общеправовом регулировании федеративного государства. В статье проведенанализ правотворчества и связанных с ним правовых процессов с учетом методологии системного подхода, который оказывается по сути дела ключевой позицией для понимания указанных процессов в федеративном государстве.Развивая эту и иные точки зрения к определению правотворчества, автор предлагает шире использовать такой термин как «система правотворчества», под которым следует понимать комплекс следующих взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, таких как: 1) цель правотворчества; 2) субъекты правотворчества; 3) юридические технологии, включая юридическую технику; 4) юридические процедуры, в рамках которых осуществляется правотворческая деятельность; 5) результаты правотворчества и их объективация в формах права. Так, в частности, изменение цели в системе правотворчества порождает структурные изменения в виде новой организации связей между другими ее элементами, их значение и роль.
Статья представляет собой попытку представить новый взгляд на общепринятое мнение о том, что в системе правотворчества существует четкое различие компетенций либо по вертикали, либо по горизонтали, а также на цели правотворчества в условиях сложной системы управления в федеративном государстве. |
Ключевые слова | правотворчество, системность, федеральная система, системный анализ, региональная интеграция, федерализм, Бельгия, Канада, Бразилия, Россия. |