Основным принципом построения нормативного правового массива, регулирующего налогообложение НДС, является частный принцип нейтральности, реализация которого в рамках внешнеэкономической деятельности обусловлена также принципами территориальности и взимания налога по стране назначения. Определенная гибкость толкования принципов позволяет учитывать современные экономические реалии и преследуемые цели преобразования социальных практик.
Соответственно, нормативное правовое конструирование механизма налогообложения НДС и последующее планомерное выстраивание правоприменительной практики на основе обозначенных принципов и с учетом их обусловленности совокупностью структурообразующих характеристик налога позволяет выстроить оптимальную модель налогообложения добавленной стоимости.
Цель исследования - анализ содержательного наполнения и практической реализации принципов, обусловливающих механизм налогообложения НДС внешнеэкономической деятельности, для последующего обеспечения нейтральности налогообложения НДС внешнеэкономических операций.
Методы исследования: диалектический, анализ и синтез, дедукция и индукция, сравнительно-правовой.
Выводы: Обеспечение нейтральности налогообложения НДС внешнеэкономических операций в рамках требований, обусловленных принципом территориальности, реализуется посредством структурирования механизма налогообложения НДС на основе принципа страны назначения. Понимание содержательного наполнения обозначенных принципов позволяет определить оптимальные пути выстраивания нормативного правового массива, регулирующего налогообложение НДС внешнеэкономической деятельности.
В частности, реализация принципа страны назначения предполагает наличие законодательного регулирования следующих аспектов налогообложения НДС: (1) определение места реализации (налогообложения), (2) порядок налогообложения по месту реализации, (3) наличие и порядок реализации правомочия на возмещение сумм входящего налога, (4) порядок возмещения уплаченных сумм НДС (входящего налога). |