Административные акты, принятые субъектами публичной администрации в неправомочном составе

 
Код статьиS160565900031966-6-1
DOI10.61205/S160565900031966-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Одобрена к публикации
Авторы
Должность: доцент кафедры конституционного, административного и муниципального права
Аффилиация: Сибирскоий федеральный университет
Адрес: Российская Федерация,
Аннотация

Коллегиальное принятие правовых актов путем голосования наиболее характерно для представительных органов публичной власти. Однако анализ современного законодательства показывает, что такой способ принятия решений широко распространен и в деятельности публичной администрации. Необходимым требованием законности принятия административных актов в коллегиальном порядке выступает правомочность состава лиц, формирующих волю и выражающих ее вовне от имени субъекта публичной администрации. В статье предлагается алгоритм проверки соблюдения указанного требования, состоящий из четырех последовательных этапов, применение которого одновременно позволяет провести классификацию разновидностей его нарушения. Автор критикует широко распространенный в доктрине и судебной практике подход, согласно которому неправомочность состава субъекта публичной администрации принято относить к числу нарушений порядка (процедуры) принятия административных актов. Такой подход открывает возможность использования концепции существенности процедурных дефектов, что противоречит природе данного нарушения. По мнению автора, при принятии административных актов путем голосования воля субъекта публичной администрации формируется и выражается вовне не одним лицом, а коллегией лиц в строго определенном составе. Нарушение этого требования связано с авторами административного акта, субъектами волеизъявления (лица не могли в таком составе принять акт), а не с порядком (процедурой) его принятия. Суды обязаны проверять правомочность состава субъекта публичной администрации ex officio во всех случаях, даже если об этом не просят заинтересованные лица. Неправомочность состава является безусловным основанием для признания административного акта недействительным.

Ключевые словаадминистративный акт, коллегиальность, голосование, кворум заседания субъекта публичной, процедурные дефекты, нарушения компетенции
Получено11.08.2024
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1. Андреев Д. С. Процедурные дефекты административно-правовых актов // Журнал российского права. 2016. № 4.

2. Василенков П. Т. Административно-правовой статус органов государственного управления // Советское административное право. Государственное управление и административное право. М., 1978.

3. Васильев Р. Ф. Правовые акты органов управления. М., 1970.

4. Давыдов К. В. Процедурные дефекты административных актов: сравнительно-правовой анализ // Административное право и процесс. 2020. № 6.

5. Салищева Н. Г. Органы исполнительной власти как субъекты административного права // Административное право Российской Федерации: учебник / отв. ред. Н. Ю. Хаманева. М., 2005.

6. Козлов Ю. М. Органы советского государственного управления (понятие и конституционная система). М., 1960.

7. Копейчиков В. В. Правовые акты местных органов государственной власти и управления в СССР: дисс. ... канд. юрид. наук. Харьков, 1952.

8. Краснов М. А. Коллегиальность и персональная ответственность в работе местных Советов. М., 1986.

9. Новоселов В. И. Законность актов органов управления. М., 1968.

10. Попова В. И. Социалистическая законность в деятельности местных Советов депутатов трудящихся. М., 1954.

11. Смола А. А. Разъяснения ВС РФ о надлежащей процедуре рассмотрения дел в антимонопольных органах и их применение судами // Вестник гражданского процесса. 2022. № 2.

12. Сосновский С. А. Компетенция органов исполнительной власти, их структурных подразделений и должностных лиц: соотношение и порядок реализации // Известия вузов. Правоведение. 2008. № 2.

13. Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. I: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. М., 2002.

14. Шорина Е. В. Коллегиальность и единоначалие в советском государственном управлении. М., 1959.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх