ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА

 
Код статьиS160565900027444-2-1
DOI10.12737/S160565900027444-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор
Аффилиация: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
Адрес: Российская Федерация, город Москва, ул. Б.Черемушкинская, д.34
Название журналаЖурнал российского права
Выпуск
Аннотация

<em >Весь процесс зарождения и развития человеческой цивилизации и известные исторические факты дают основание полагать, что социальные процессы в древнем обществе сопровождались не только накоплением знаний об окружающем мире, но и, что важнее всего  - зарождением более широкого класса явлений – феномена культуры, который при историческом и современном расширительном толковании охватывает как духовную, так и материальную сферу общества и являет собой результат физической и духовно-творческой деятельности людей. Феномен культуры стал предметом исследования  всей совокупности не только общественных наук и привлекает внимание исследователей различных научных направлений. Существующие ныне множества теорий и разнообразные определения,   раскрывающие  отдельные аспекты, моменты и стороны культуры  отражают сложность и многогранность самого явления. Этим фактором объясняется отсутствие в науке общепринятой теории культуры и взаимосогласованных определений. Такая ситуация в науке вызвана и субъективными моментами, которые сводятся к тому, что понятием культуры обозначаются самые различные явления и предметы.

Онтологические аспекты культуры как системного явления ведет к важным заключениям. Во-первых, как любое социальное явление культура предстает в качестве неравновесной, открытой системы, находящейся в непрерывном информационном обмене с внешней средой.   Во-вторых, культуре присущ имманентный признак развития, обуславливаемого взаимодействием между компонентами системы и внешней средой. В–третьих, культура является органической системой, где компоненты, входящие в ее состав приобретают дополнительные новые качества так, что система как целое имеет более широкие функциональные возможности по сравнению с механистической системой. Культуру можно рассматривать как исторически обусловленную самоорганизующуюся систему. Ее компоненты, будучи однородными, объединены в целостность вокруг ядра культуры. Это ядро представляется совокупностью определенных базовых явлений - культурных универсалий. Они – суть предельные основания культуры как сущего в данную историческую эпоху. 

Ключевые словаТеория культуры, социальная реальность, социальный мир, правовая культура, состав правовой культуры, уровни правовой культуры, правовая система общества, правовое чувство, правовое сознание, системный подход к правовым явлениям, структурно-функциональный метод.
Получено08.09.2023
Дата публикации09.01.2024
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

всего просмотров: 28

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх