В статье исследован опыт внедрения юридического дизайна (Legal Design) в сферу права. Вскрыты причины популярности юридического дизайна и причины его внедрения в правоприменительную практику и сферу законотворчества. Отмечено, что главными факторами активного использования института юридического дизайна в правопримененительной практике являются возможности более широкого доступа граждан к правовой информации. Сделан вывод, что в России только начинают культивироваться идеи дизайн мышления (Design Thinking) в среде юристов о мысли о конечном пользователе, что может проложить путь к законотворчеству «ориентированному на людей».
Цель исследования – определить роль юридического дизайна в выявлении проблем обеспечения права на доступ к информации. Исследовано понятие юридического дизайна, дано его разграничение со смежными понятиями: дизайн мышление и визуальное право. Предложено авторское понятие юридического дизайна.
С использованием формально-юридического и системного методов, а также метода социального моделирования выявлены две тенденции на современном этапе применения информационных технологий в юридической профессии: 1) демократизация доступа к правовой информации; 2) преодоления чрезмерного формализма в ее понимании неспециалистами.
Вывод: в современной России дизайн мышление больше не является «новым делом» для юристов, т.к. оно все более проникает в различные сферы юридической практики, например, как составление проектов нормативных правовых актов. Однако к вопросу использования инструментов дизайна в юриспруденции следует подходить комплексно, выявляя не только трудности обеспечения более широкого доступа граждан к правовой информации, но и проблемы отсутствия, с одной стороны полезности, а с другой – ясности в растущем массиве официальной правовой информации, которая транслируется в обществе. |