Современные учебные издания для вуза: возможные виды и требования

 
Код статьиS181570410028213-9-1
DOI10.54884/S181570410028213-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент кафедры теории и методики непрерывного педагогического образования
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: доцент кафедры теории и методики непрерывного педагогического образования
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: 191186, город Санкт-Петербург, наб. Реки Мойки, д.48
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (76)
Страницы126-134
Аннотация

В статье представлены результаты анализа и обобщения возможных в современном вузовском образовании видов учебных изданий. Выявлены и обоснованы современные требования к учебным изданиям для вузов, связанные с ориентацией структуры и содержания учебных изданий на развитие компетенций студентов, на создание условий для рефлексивного анализа процесса и результатов их собственной образовательной деятельности, на учет «поколенных» и возрастных особенностей современных студентов и реализацию принципа практикоориентированности. На основе выявленных требований дана характеристика современных видов учебных изданий в вузе. Представлен анализ опыта преподавателей Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена по разработке различных видов учебных изданий для вуза.

Ключевые словаучебные издания, требования к учебным изданиям в вузе, виды учебных изданий в вузе, теоретические учебные издания, учебные издания по организации самостоятельной работы обучающихся, контрольно-измерительные материалы, хрестоматии, словари
Источник финансированияРабота выполнена при финансовой поддержке Минпросвещения России в рамках государственного задания по теме «Научно-методическое сопровождение разработки содержания и подготовки учебных пособий для вузов по родным языкам, фольклору, литературе и культуре коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» (дополнительное соглашение № VRFY-2023-0016).
Получено21.10.2023
Дата публикации27.10.2023
Кол-во символов27928
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Одной из ключевых особенностей современного мира являются непрерывно изменяющиеся социально-экономические и социально-культурные условия. Причем скорость таких изменений нарастает с каждым годом. Это обстоятельство предопределяет необходимость постоянной трансформации системы образования, так как именно сфера образования не только позволяет сохранить социокультурное наследие, но и предопределяет дальнейшее существование общества и культуры. Последнее ставит перед системой образования проблему ориентированности целей и ожидаемых результатов не только на актуальные потребности современности, но и на возможные запросы будущего в контексте сохранения вектора развития, совершенствования общества и культуры. Одним из ведущих компонентов образовательного процесса является содержание образования, раскрываемое через государственные образовательные стандарты, в которых определяются основные требования к содержанию в соответствии с заявленными целями и ожидаемыми результатами. Конкретизация содержания образования осуществляется посредством разнообразных учебных изданий. Обозначенные выше требования актуального и одновременно опережающего характера целей, ожидаемых результатов и содержания образования обусловливают необходимость непрерывной работы специалистов по обновлению учебных изданий для всех ступеней образования. С подобной необходимостью сталкивается каждый разработчик или авторский коллектив разработчиков того или иного учебного издания. С такой проблемой столкнулся коллектив разработчиков проекта «Научно-методическое сопровождение разработки содержания и подготовки учебных пособий для вузов по родным языкам, фольклору, литературе и культуре коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока».
2 Материалы и методы. Цель проекта состоит в проектировании системы научно-методического сопровождения и подготовке на этой основе современных учебно-методических комплексов по языкам, фольклору, литературе и культуре коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Для достижения цели проекта были созданы две рабочие группы: общепедагогическая группа (группа специалистов в области дидактики, в частности в общепедагогических вопросах проектирования учебных изданий) и группа разработчиков учебных изданий по проблематике проекта.
3 Группой разработчиков был проведен анализ полного изданного в нашей стране массива учебных пособий для вузов по родным языкам, фольклору, литературе и культуре коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на предмет их перечня, содержания, существующих пробелов и необходимости в совершенствовании или разработке новых изданий. Результаты анализа показали, что подавляющее большинство изданий устарели. Новые образовательные потребности предполагают проектирование новых изданий, которые могут обеспечить качество современного вузовского образования. Причем в перечень требуемых видов учебных изданий вошли все существующие в настоящее время виды учебных изданий. Это обстоятельство поставило перед общепедагогической группой задачи, связанные с выявлением и теоретическим анализом требований, предъявляемых к учебным изданиям для вузов современного поколения, а также с теоретическим обоснованием отбора содержания и структуры учебных изданий для основных профессиональных образовательных программ высшего образования.

всего просмотров: 130

Оценка читателей: голосов 0

1. ГОСТ Р 7.0.60-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения" (утв. Приказом Росстандарта от 18.09.2020 N 655-ст). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_369837 (дата обращения: 20.07.2023).

2. Давыдова О.В. Современный учебник для вузов: компетентностный подход // Вестник университета. 2013. № 15. С. 166–174.

3. Беленкова И.В. Создание видеолекций для сопровождения образовательного процесса // Электронный научный журнал «Наука и перспективы». 2020. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-videolektsiy-dlya-soprovozhdeniya-obrazovatelnogo-protsessa/viewer/ (дата обращения: 29.06.2023).

4. Балакирева Э.В., Гладкая И.В., Ильина С.П. и др. Изучаем педагогику: курс «Педагогика школы»: учебно-методическое пособие. СПб., 2023. 143 с.

5. Бордонская Л.А., Голобокова Г.И. Рабочая тетрадь студента современного вуза как многофункциональное дидактическое средство // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2018. № 6. С. 51.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх