Исследование педагогического общения как фактора социализации старшеклассников

 
Код статьиS181570410028089-2-1
DOI10.54884/S181570410028089-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор
Аффилиация: Институт социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: доцент кафедры управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой
Аффилиация: Московский педагогический государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: профессор кафедры начального, дошкольного образования и социального управления
Аффилиация: Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (76)
Страницы161-167
Аннотация

В данной статье рассматриваются понятия «социализация» и «педагогическое общение» в их взаимосвязи и взаимообусловленности. В современном мире становится важной диалогизация отношений. Использование продуктивного стиля взаимодействия – один из решающих факторов социализации школьника. Выявлена и обоснована необходимость отнесения педагогического общения к одному из важнейших факторов социализации старшеклассников. Для повышения уровня социализированности подростков нужен благоприятный климат в школе и классе на уроках и во внеурочной деятельности. Педагогическое общение в этом контексте является фактором социализации школьников, обеспечивая их учебную и внеучебную мотивацию к участию в конкурсах, олимпиадах, кружках и др., что будет способствовать повышению самооценки у ребят, возможности их творческой самореализации. В статье обосновывается целесообразность применения оптимального стиля педагогического общения «союз». Приведены результаты диагностики педагогов и обучающихся

Ключевые словапедагогическое общение, социализация, подростки, школьники, образовательный процесс
Получено25.10.2023
Дата публикации27.10.2023
Кол-во символов15895
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Социализация является актуальным объектом социологического, этнографического и педагогического исследования. При этом на современном этапе развития общества активизируется интерес к проблеме социализации ученых и педагогов. Социализация – один из процессов, который необходим для нормального функционирования и развития общества, когда усложняется социальная структура, усиливаются противоречивые и конфликтующие социализирующие воздействия на личность, происходит качественный сдвиг в развитии идей образования и воспитания, переход к поиску принципиально новых решений актуальных педагогических задач.
2 Социальный заказ государства и общества, отраженный в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [1], ориентирует школу не только на образование, но и на формирование человека и гражданина, подготовленного к жизни в социуме.
3 Исходя из определения понятия «социализация», предложенного Г.М. Андреевой, социализация – это «процесс вхождения индивида в социальную среду, усвоения им социальных влияний, приобщение его к системе социальных связей» [2, с. 335]. В данном определении акцент делается на «целенаправленность, планомерность процесса воздействия» [2, с. 337]. Осуществление такого воздействия возможно в процессе педагогического общения, обеспечивающего наилучшие условия для формирования личности, творческого характера учебной и внеучебной деятельности, позволяющих максимально использовать в учебном процессе особенности социальной среды и социальных связей.
4 Методы исследования. Теоретической основой исследования стали научные материалы по социализации личности и педагогическому общению. Основные методы: анализ и структурирование эмпирических данных, обработка результатов методами математической статистики.
5 Обзор литературы.  Особое место в социализации личности отводится подростковому периоду. Поскольку в этом возрасте участие родителей в развитии личности значительно уменьшается, подростки предоставлены сами себе в дальнейшем формировании социального поведения, в процессе которого общение играет важную роль. В старших классах развитие социальной компетенции связано с приобретением новых друзей и сохранением старых в ходе коммуникативного взаимодействия, в том числе группового общения. Поскольку именно в группе подростки социализируются, вбирая в себя общечеловеческие ценности в эмоционально закрепленной форме, особую роль в эффективной социализации играет педагогическое общение.
6 Проблемы и перспективы социализации молодежи рассматривал в своем исследовании А.Н. Тесленко. Автор отметил, что общество должно заботиться о здоровье детей и молодежи, и забота должна быть целенаправленной. Будущее нашего общества за физически и психически здоровыми людьми, что невозможно без эффективной социализации [3].

всего просмотров: 111

Оценка читателей: голосов 0

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10. 09.2023).

2. Андреева Г.М. Социальное познание: проблемы и перспективы. М.: Модэк, 1999. 412 с.

3. Тесленко А.Н. Социализация молодежи: проблемы и перспективы социально-педагогических исследований // КПЖ. 2015. № 5-1. С. 111–116.

4. Суртаева Н.Н. Педагогика, педагогические технологии: учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. 250 с.

5. Карчава О.В. Проблема исследования педагогического общения в истории педагогики и психологии // The Scientific Heritage. 2021. № 66-4. С. 19–20.

6. Николаева Е.К. Стили педагогического общения и их характеристика // Colloquium-journal. 2019. № 17(41). С. 49–50.

7. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. 190 с.

8. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. 48 с.

9. Байдикова Н.Л. Многомерность стилей педагогического общения // Вестник Томского гос. ун-та. 2021. № 468. С. 202–210.

10. Малышев К.Б., Малышева О.А. Особенности межличностных отношений в педагогическом общении // Образование и проблемы развития общества. 2021. № 2 (15). С. 19–26.

11. Норден А.П., Леженина С.В., Исмагилов К.Р. Проблема социализации личности в контексте современного образования учащейся молодежи // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-3. С. 178–182.

12. Сарбалаева А.Д. Влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся / Теория и практика образования в современном мире: материалы X Междунар. науч. конф. Чита, апрель 2018 г. Чита: Молодой ученый, 2018. С. 92–95.

13. Рожков М.И. Методика для изучения социализированности личности учащегося / Воспитательный процесс: изучение эффективности: метод. рекомендации; под ред. Е.Н. Степанова. М.: Сфера, 2000. С. 64–66.

14. Бисерова Г.К. Влияние стиля педагогического общения на развитие личности подростка // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 417–421.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх