Образовательные практики использования электронного учебно-методического комплекса «Лаборатория смыслового чтения»

 
Код статьиS181570410028087-0-1
DOI10.54884/S181570410028087-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Методист
Аффилиация: ГБОУ лицей № 590 Санкт-Петербурга
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Профессор кафедры управления образованием
Аффилиация: Ленинградский областной институт развития образования
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: заместитель директора
Аффилиация: ГБОУ лицей № 590 Санкт-Петербурга
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (76)
Страницы119-125
Аннотация

Смысловое чтение – важнейшее функциональное умение, которое лежит в основе формирования всех типов грамотности. В статье представлена практика формирования навыков смыслового чтения, направленная на разработку метапредметных стратегий работы с текстом как значимого умения для построения успешного и безопасного образовательного пространства будущего выпускника школы. Авторы предлагают использовать внутришкольное обучение педагогов по формированию и развитию разнообразных стратегий работы с текстом. Для этого создан учебно-методический комплекс, включающий 28 модулей с текстами и авторскими заданиями по отработке приемов работы с текстом как с информационной системой. Рассматриваются два способа организации работы с комплексом: в формате традиционных внутришкольных курсов и в качестве самостоятельной работы педагогов в индивидуальном режиме с тьюторским сопровождением.

Ключевые словасмысловое чтение, лаборатория смыслового чтения, навыки работы с информацией, внутришкольное обучение, метапредметные результаты образования
Получено25.10.2023
Дата публикации27.10.2023
Кол-во символов16843
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Умение работать с информацией лежит в основе формирования базовых навыков современного человека, в том числе читательской грамотности [1; 2]. Поскольку информация может быть представлена не только текстами, но и числами, графиками, звуками и видео, формирование этого умения может быть реализовано средствами всех предметов школьной программы. На современном этапе важно стимулировать в учительском сообществе глубокое понимание значимости умения работать с информацией для построения безопасного образовательного пространства и обеспечения успешности школьника и выпускника.
2 Смысловое чтение – важнейший метапредметный навык, формируемый в процессе обучения [3; 4; 5]. Его метапредметность обусловлена прежде всего тем, что школьное обучение в значительной мере базируется на освоении текстов разного содержания, то есть текст и приемы работы с ним являются своего рода связующим звеном между всеми ступенями обучения и всеми предметами. Смысловое чтение базируется на комплексе приемов, благодаря которым ученик овладевает навыками восприятия, осмысления и оценки различной информации. Эти навыки формируются в процессе школьного обучения с 1-го по 11-й класс – разумеется, с учетом усложнения как самих текстов, так и задач по работе с ними, которые ставятся перед учениками. Успешность в освоении навыков работы с текстом в значительной степени является гарантией успешности обучения школьника в целом.
3 Приходится констатировать, что, несмотря на важность и большое внимание, которое сегодня уделяется вопросам формирования функциональной грамотности [6; 7; 8] (а смысловое чтение – важнейшее функциональное умение), сами учителя недостаточно владеют приемами работы с текстом и не всегда успешно осуществляют формирование этих приемов у учеников.
4 Назовем основные противоречия, учет которых позволяет достаточно эффективно осуществлять процесс формирования навыков смыслового чтения.
5 По мнению педагогического сообщества, ведущая роль в формировании навыков смыслового чтения отводится учителям-словесникам на уроках русского языка и особенно литературы. Однако необходимо ясно понимать, что уроки литературы ориентированы на осмысление текста как художественного явления, произведения искусства. Для смыслового чтения как для комплекса приемов работы с текстом в качестве источника информации важен другой подход. Не игнорируя особенности стиля и культуры речи, смысловое чтение решает иные задачи, связанные с обучением.
6 Информационная работа с текстом происходит на всех предметах, тексты являются основными носителями информации, предметного содержания, и качество предметных знаний напрямую зависит от того, насколько ученики способны эти тексты воспринимать, анализировать, выделять главное, осмыслять фоновую информацию, фиксировать противоречия, интерпретировать, устанавливая связи с другими текстами, и пр. Такой подход значительно шире, чем используемая сегодня практика работы с читательской грамотностью как с формированием круга чтения и литературного вкуса.

всего просмотров: 118

Оценка читателей: голосов 0

1. Министерство просвещения РФ. «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». Оценка читательской грамотности. URL: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_rl.html. (дата обращения: 20.07.2023).

2. Федеральный институт оценки качества образования. PISA – 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://fioco.ru/pisa-2018 (дата обращения: 20.07.2023).

3. Григорьева А.К. Смысловое чтение учебного и научного текста. М., 2016.

4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 159 с.

5. Ушакова О.В. Смысловое чтение как метапредметный результат реализации системно-деятельностного подхода, 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smyslovoe-chtenie-kak-metapredmetnyy-rezultat-realizatsii-sistemno-deyatelnostnogo-podhoda (дата обращения: 20.07.2023).

6. Ковалева Г.С. Научно-методическое сопровождение формирования и оценки функциональной грамотности. Челябинск, 2022. URL: https://conf.rcokio.ru/files/upload/conf_2022/plenarka/04_%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D0%B3.%D1%81_.pdf (дата обращения: 22.07.2023).

7. Ковалева Г.С. Креативное мышление: сб. эталонных заданий. Вып. 2: Учебное пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., СПб.: Просвещение, 2023. 160 с.

8. Ковалева Г.С. Новый взгляд на грамотность. М.: Просвещение, 2016. 292 с.

9. Казакова Е.И., Галактионова Т.Г. Квалифицированное чтение или тексты новой эпохи. URL: https://textarchive.ru/c-1338427.html (дата обращения: 29.07.2023).

10. Галактионова Т.Г., Казакова Е.И., Гринёва М.И. и др. Учебно-методический комплект для реализации междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом» в начальной школе. 2-е изд. М.: Просвещение, 2012. 88 с.

11. Эльконин Д.Б. Как научить детей читать. М.: Институт практической психологии, 2018. 64 с.

12. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования: автореферат дис. ... доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 2008. 41 с.

13. Хэтти Дж. А.С. Видимое обучение. М.: Национальное образование, 2017. 495 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх