Развитие компетенции «Самоорганизация и саморазвитие» молодого учителя через внутрикорпоративное обучение

 
Код статьиS181570410027994-8-1
DOI10.54884/S181570410027994-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: учитель
Аффилиация: ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 323 Невского района Санкт-Петербурга
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (76)
Страницы93-100
Аннотация

Расширение функционала современного учителя, связанное с вызовами общества, переходом на смешанные формы обучения и цифровизацией, ставит перед молодыми педагогами задачу – грамотно использовать свое время. Развитие компетенции «Самоорганизация и саморазвитие» у молодого учителя становится важнейшей задачей для администрации образовательного учреждения, заинтересованной в формировании сплоченного и квалифицированного учительского корпуса. Целью данной статьи является анализ результативности развития указанной компетенции в деятельности клуба молодого учителя. Актуальность проблемы развития компетенции «Самоорганизация и саморазвитие» через внутрикорпоративное обучение обусловлена необходимостью оптимизации временных ресурсов молодого учителя, учета индивидуальных потребностей, ориентацией на практическое применение. В статье раскрыты основные принципы и содержание процесса развития компетенции «Самоорганизация и саморазвитие».

Ключевые словамолодой учитель, профессиональная устойчивость, внутрикорпоративное обучение, клуб молодого учителя
Получено15.10.2023
Дата публикации27.10.2023
Кол-во символов17847
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. В современных условиях повышаются требования, выдвигаемые современным обществом к уровню квалификации учителя. Кроме профессиональных знаний и личностных качеств, которые характеризуют педагога, большое внимание в последние годы уделяется надпрофессиональным (гибким) навыкам учителя, позволяющим выстраивать коммуникацию со всеми субъектами образовательного процесса, творчески подходить к профессиональной деятельности, успевать выполнять множество задач, как входящих в функциональные обязанности, так и смежных, продиктованных потребностями современной школы [1].
2 Набор профессиональных компетенций, полученный молодым учителем на этапе профессионального образования, в современных условиях быстро оказывается недостаточным, требует коррекции, а в некоторых случаях и овладения новыми, востребованными временем компетенциями.
3 Согласно регулярно проводимым исследованиям кафедры педагогики и андрагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (СПб АППО), от 15 до 21% молодых учителей своим основным профессиональным дефицитом считают навыки самоорганизации [2; 3]. Проведенное автором в 2022 году исследование (117 респондентов) показало, что наименее развитым умением у молодых учителей является умение грамотно распределять нагрузку для активного образа жизни вне профессиональной деятельности. У 79,5% респондентов диагностирован низкий уровень данного умения. Полученные результаты позволили сделать вывод о необходимости развития у молодых учителей компетенции «Самоорганизация и саморазвитие», включающей умение планировать, правильно определять значимость и срочность задач, оперативно концентрироваться на приоритетных в данный момент делах, управлять временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов самообразования в течение всей жизни, с первых дней работы в качестве педагога.
4 В комплексе проблем адаптации к профессии (большой поток новой информации, требующей осмысления и систематизации; отсутствие методической базы; совмещение нескольких педагогических должностей и др.) основным вопросом становится поиск временных ресурсов, необходимых для устранения профессиональных дефицитов. Удобным способом оптимизации управления временем в данном случае выступает организация внутрикорпоративного обучения молодых учителей.
5 В рамках данной статьи предпринята попытка проанализировать эффективность стратегии развития компетенции «Самоорганизация и саморазвитие» у молодых учителей через деятельность школьного клуба молодого учителя.
6 Под Стратегией в данном случае понимается общий, недетализированный план деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели, главная задача которого — эффективное использование ресурсов для достижения основной цели [4]. Стратегия направлена на развитие отдельных умений, определяющих содержание компетенции «Самоорганизация и саморазвитие», что приводит к развитию компетенции в целом.

всего просмотров: 92

Оценка читателей: голосов 0

1. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации [сайт]. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения: 11.05.2023).

2. Шевелев А.Н. и др. Молодой петербургский учитель: перспективы и проблемы интеграции в профессию. СПб: СПб АППО, 2020. 219 с.

3. Шевелев А.Н., Кузина Н.Н., Смольников В.Ю. Социопедагогическое исследование молодых учителей: проблемы, характерные черты и готовность к профессиональной деятельности // Человек и образование. 2018. № 4 (57). С. 196–201.

4. Почепцов Г.Г. Стратегия. М.: «Рефл-бук»; К.: «Ваклер», 2005. 384 с.

5. Флоренкова Л.А. Клуб молодых специалистов – лидеры в образовании // Пионер. Единое образовательное пространство – точки роста. М.: Изд-во «Перо», 2021. С. 27–32.

6. Сопов В.Ф., Карпушина Л.В. Морфологический тест жизненных ценностей // Прикладная психология. 2001. № 4. С. 9–30.

7. Мандрикова Е.Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 87–111.

8. Пинегина А.А. Факторы и условия развития профессиональной устойчивости молодого учителя в сверхкрупном городе // Проблемы современного педагогического образования. Ялта: РИО ГПА. 2021. Вып. 72. Ч. 2. С. 218–222.

9. Архангельский Г.А. и др. Тайм-менеджмент. Полный курс: учебное пособие. М.: Альпина Паблишер, 2020. 311 c.

10. Савина Н.В., Лопанова Е.В. Тайм-менеджмент в образовании. М.: Юрайт, 2020. 162 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх