МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕЙРОСОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 
Код статьиS181570410026448-7-1
DOI10.54884/S181570410026448-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор
Аффилиация: Центр «Локомотивы роста»
Адрес: Российская Федерация,
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (75)
Страницы76-85
Аннотация

В статье анализируются и исследуются методологические основы и смысловые подходы нейросоциального интеллекта студентов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Социально активная молодежь представлена как в реальном мире (университет), так и в виртуальном пространстве образования и интернет-коммуникаций (цифровая образовательная среда). Наиболее значимым в статье является изучение авторами удовлетворенности и неудовлетворенности информационных и образовательных потребностей, а также представлений о цифровых технологиях. Ведущим  принципом анализа влияния нейросоциального интеллекта на поведение в образовательных системах выступает выполнение исследовательских работ, в которых отражается решение о дальнейшем образовательном треке и особенностях индивидуального обучения. В ходе данного исследования о сложностях в использовании цифровых платформ сообщило относительно небольшое количество респондентов общей выборки. В целом, было выявлено, что отношение студентов и преподавателей к работе в цифровой образовательной среде – положительное, также обозначена тенденция восприятия цифровизации и изменений человеческого интеллекта как возможность развития.

Ключевые слованейросоциальный интеллект, цифровые потребности, цифровые навыки, молодежь, образовательные потребности
Получено29.06.2023
Дата публикации11.08.2023
Кол-во символов18416
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение в проблему. Внедрение цифровизации в образовательной системе, распространение дистанционных технологий обучения, согласно постановлению Правительства РФ о создании системы современной цифровой образовательной среды и программе развития цифровых технологий в РФ [1], предъявляют новые требования к педагогам, а также к социальному и психологическому состоянию студентов высших учебных заведений РФ.
2 Широко описываемые физиологами (И. Сеченов, И. Павлов) явления условного рефлекса, реакции на внешний стимул и ответной реакции приобретают совершенно новый контекст проявления при соприкосновении с виртуальным цифровым миром. Психологические показатели состояния человека: длительность концентрации внимания, скорость обратной связи, сенсорная адаптация, кратковременная память, поведенческие стереотипы, утомляемость, деятельная активность и социальные связи видоизменяются при использовании цифровых технологий как для развлечения, так и для образования.
3 Педагогические технологии ХХI века активно перестраиваются, но данный процесс не всегда идет успешно. Психологические установки и убеждения студентов и преподавателей иногда расходятся и теряют общие точки коммуникативного соприкосновения, среди которых ценностные ориентиры, различные представления и образы мира поколений Х-Y и Z-I. До сих пор нет единых технологий, учитывающих и комплексно изучающих цифровой и нейросоциальный интеллект педагогов и студентов в потоке глобализации знаний и навыков [2]. В частности, можно выделить множество аспектов в содержательной интерпретации социального интеллекта: умение устанавливать коммуникации, общие ценности, системная работа, сбалансированное состояние общественного признания, реализация себя. Описание эмоционального интеллекта затрагивает гибкость чувственной и эмоциональной сфер, но не берет в расчет поведение, возникающее в ответ на стимулы цифровых технологий. Именно приставка «нейро» актуально отвечает на этот вопрос, ставя во главу угла цифровое эго индивида, нашего цифрового двойника, ежедневно погруженного в виртуальный мир (социальные сети, общение, обучение, выбор покупок на онлайн-платформах).
4 Нейросоциальный интеллект может игнорировать сигналы и стимулы реального физического мира, голоса близких, временные промежутки, циклы дня и ночи. Социальный ракурс в данном случае является локусом проявления цифрового эго, образовательных потребностей и обратной связи цифрового «я» с окружающей средой. Развитый нейросоциальный интеллект может рассматриваться как источник образовательной активности и регулятор жизненно важных процессов, информационных потребностей и результатов деятельности. Часто интеллектуальные и образовательные потребности учащихся анализируются сквозь призму удовлетворенности или неудовлетворенности их потребностей. Оценить и понять настоящие личностные потребности можно лишь при обобщенном восприятии всего комплекса аспектов личности, однако в современных реалиях более популярен анализ социальной активности через проблематику удовлетворения потребностей или их неудовлетворения.

всего просмотров: 146

Оценка читателей: голосов 0

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 3427-р. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112070025 (дата обращения: 17.03.2023).

2. Гараганов А.В. Нейросоциальный интеллект: эволюция потребностей и интеллекта человека в эпоху глобальной цифровизации // Самоуправление. 2022. № 5(133). С. 296–301.

3. Соколова Е.В. Анализ образовательных потребностей современных студентов // Образование в России и актуальные вопросы современной науки: Сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 16–17 мая 2022 года / под научной ред. П.А. Гагаева, Е.П. Белозерцева. Пенза: Пензенский ГАУ, 2022. С. 409–412.

4. Акофф Р.Л. Планирование будущего компании. М.: Сирин, 2002. 256 с.

5. Хаксевер К., Рендер Б., Рассел Р.С. Управление и организация в сфере услуг: теория и практика / под ред. В.В. Кулибановой. СПб.: Питер, 2022. 725 с.

6. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., расш., испр. и доп. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 512 с.

7. Крысько В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии. СПб.: Питер, 2021. 415 с.

8. Абульханова-Славская К.А. Проблема соотношения личности, индивидуальности, субъекта / Современная личность: Психологические исследования. М.: ИП РАН, 2012. С. 17–35.

9. Pedagogical management of civil education of research universities students / V.V. Yepaneshnikov, N.B. Pugacheva, G.S. Goloshumova et al. 2016. Vol. 6, No. 2. P. 23–27.

10. Николаева Н.В. Информационно-образовательная среда вуза в контексте смешанного обучения // Коллекция гуманитарных исследований. 2022. № 4 (33). С. 24–30. DOI: 10.21626/j-chr/2022-4(33)/3.

11. Гараганов А.В. Цифровые потребности студентов российских вузов / А.В. Гараганов, А.С. Канюк // Современное образование: традиции и инновации. 2023. № 1. С. 116–119. DOI: 10.51623/23132027_231_116.

12. Мамардашвили М. Психологическая топология пути. М.: Фонд Мераба Мамардашвили, 2023. 1072 с.

13. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Бахрах-М, 2020. 672 с.

14. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2023614547 Российская Федерация. Автоматизация образовательного процесса для развития цифровых компетенций преподавателей и удовлетворения информационных потребностей студенческой молодежи (Automation of the educational process for the development of digital competencies of teachers and meeting the information needs of students): № 2023613387 / А.С. Канюк, А.В. Гараганов. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_50426949_60764748.PDF (дата обращения: 17.03.2023).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх