ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 
Код статьиS181570410026440-9-1
DOI10.54884/S181570410026440-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент
Аффилиация: ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» МО РФ
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: профессор
Аффилиация: ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» МО РФ
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (75)
Страницы154-162
Аннотация

В статье анализируются результаты динамического социального исследования перспектив инклюзивного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в условиях медицинского вуза. Внимание уделяется обоснованию и развитию образовательной среды, а также вопросам психолого-педагогической подготовленности преподавателей вуза к различным аспектам инклюзивного образования. Результаты исследования указывают на необходимость разработки и реализации комплексных программ повышения квалификации преподавателей вуза в области коррекционной педагогики и методики работы со студентами-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые словаинклюзивное образование, инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья, медицинский вуз, готовность к профессиональной педагогической деятельности
Получено29.06.2023
Дата публикации11.08.2023
Кол-во символов17384
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Возможности получения среднего профессионального и высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) являются одной из приоритетных задач, реализуемых законодательством Российской Федерации в сфере образования [1]. Обучение детей и взрослых, обнаруживающих особые образовательные потребности, выступает основной и неотъемлемой сущностью цивилизованного общества, что обеспечивает успешность социализации, улучшение качества жизни, личностную и профессиональную самореализацию данных категорий граждан. Доступность высшего и, в частности, медицинского образования для инвалидов и лиц с ОВЗ, основанная на понимании особенностей протекания хронических болезней и связанными с этим ограничениями, ставит перед вузами целый ряд вопросов, разрешение которых лежит в плоскости подготовленности педагогического персонала включиться в работу по созданию соответствующей образовательной среды, программ обучения, а также психологической готовности самих преподавателей к особенностям интегрированного и инклюзивного профессионального образования.
2 Таким образом, перед системой образования России стоит актуальная задача – достижение нового современного качества общего и профессионального образования лиц с инвалидностью и ОВЗ.
3 Формирование адекватной образовательной среды для обучения и развития лиц с инвалидностью и ОВЗ невозможно без совершенствования системы образования и разработки комплексного научно-методического обеспечения учебного процесса.
4 Проблема и теоретическая рамка исследования. Обучение и сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ в процессе учебы предполагают необходимость учитывать те профессиональные требования к пригодности, которые не только определяют выбор профессии данными категориями лиц, но и возможности трудоустройства и эффективности в том или ином виде будущей профессиональной деятельности после завершения учебы в вузе.
5 Принятые российским обществом и закрепленные на уровне законодательства РФ международные документы [2] позволяют образовательным организациям предпринимать активные меры по оказанию образовательных услуг всем категориям граждан, в том числе и тем, кто нуждается в удовлетворении особых образовательных потребностей.
6 Предшествующий опыт конца ХХ века свидетельствует о реализации таких эффективных проектов, как создание специальных вузов-интернатов, например, Института искусств для инвалидов (Москва); интегрированное обучение инвалидов в МГТУ им. Н.Э. Баумана (Москва); обучение слепоглухих студентов на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва); обучение незрячих студентов на философском факультете КГУ им. Т.Г. Шевченко (Киев, Украинская ССР) и др.
7 По мнению доктора психологических наук А.В. Суворова (будучи слепоглухим, он обучался на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова), к вопросам интеграции и инклюзивного образования лиц с ОВЗ и инвалидностью необходимо подходить крайне осторожно, чтобы не получить в итоге «инклюзивное жертвоприношение» [3]. Ученый являлся сторонником социальной интеграции данных категорий лиц, тогда как условия инклюзивного образования все же являются специальными, когда учитываются особенности не только нозологического характера, но и специфика методики обучения, к вопросам которых педагоги общеобразовательных школ, средних профессиональных и высших учебных заведений фактически не подготовлены. Наиболее приемлемой сферой социализации в условиях образования он считал сферу дополнительного, в том числе и профессионального образования, когда назревает реальная необходимость и возможности в выборе и реализации будущих профессиональных предпочтений.

всего просмотров: 140

Оценка читателей: голосов 0

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273–ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 23.03.2023).

2. Конвенция о правах инвалидов. URL: http://duma.gov.ru/news/6772/ (дата обращения: 23.03.2023).

3. Суворов А.В. Инклюзивное образование и личностная инклюзия // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. С. 27–31.

4. Малофеев Н.Н. Система специального образования нового типа // Альманах института коррекционной педагогики. 2007. № 11. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22573987 (дата обращения: 20.01.2023).

5. Практики инклюзивного образования в высшей школе: учебное пособие / сост. Матанцева Т.Н. Киров: Вятский государственный университет, 2017. 249 с.

6. Обучение студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации для преподавателей МГПИ / сост. О.В. Бобкова. Саранск: Мордов. гос. пед. Ин-т, 2017. 91 с.

7. Мухлаева Т.В. Инклюзия как ключевой компонент в управлении качеством современного образования: приоритеты родителей // Человек и образование. 2022. № 1(70). С. 100–110.

8. Профессиональное развитие педагогических кадров системы инклюзивного образования: технологии, практики, управление результатами / Сборник Всероссийской научно–практической конференции, г. Томск, 17 апреля 2019. М.: Национальный институт инноваций, 2019. 319 с.

9. Инклюзивная практика в высшей школе: учебно-методическое пособие / сост. А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева, А.Т. Курбанова и др. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. 224 с.

10. Андреева Л.В., Бойков Д.И., Войлокова Е.Ф. и др. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: опыт России: аналитический обзор / под ред. акад. Г.А. Бордовского. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. 299 с.

11. Худик В.А. Анкета-вопросник для изучения отношения педагогов к инклюзивному образованию // Коррекционно-педагогическое образование. 2015. № 1 (1). С. 62–67.

12. Тельнюк И.В., Худик В.А. Формирование готовности к применению педагогических технологий в лечебно-педагогической деятельности у аспирантов медицинского вуза // Преподаватель XXI век. 2016. № 4. Ч. 1. С. 220–228.

13. Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф. Требования к специальным условиям обеспечения инклюзивного образования инвалидов в организациях профессионального образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 4 (20). С. 98–102.

14. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса. Утв. Минобрнауки России 08.04.2014 № АК-44/05вн. URL: https://www.mos.ru/upload/documents/oiv/ps_mo_44_05_08_04_2014_r14.pdf (дата обращения: 19.04.2023).

15. Потапчук А.А. Динамика отношения педагогов медицинского вуза к инклюзивному образованию // Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования: механизмы развития инклюзивной профессиональной компетентности специалистов: сборник тезисов III Международной научно-практической конференции. Рязань: РязГМУ, ОТСиОП, 2021. С. 12–14.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх