ЭКОСИСТЕМА КАЧЕСТВА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

 
Код статьиS181570410026431-9-1
DOI10.54884/S181570410026431-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заведующий кафедрой социально-педагогических измерений
Аффилиация: Академия постдипломного педагогического образования
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Главный научный сотрудник, профессор кафедры математики и инженерной графики военной
Аффилиация: СПб филиал ФГБНУ «Институт управления образованием РАО», Академия связи имени маршала Советского Союза С.М. Буденного
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Заведующая кафедрой профессионального педагогического образования и социального управления
Аффилиация: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (75)
Страницы114-121
Аннотация

В статье анализируются понятия «экосистема» и «экосистемный подход», возможность использования потенциала экосистемного подхода применительно к решению вопросов управления и оценки качества образования в школе. Акцентируется внимание на наличии общих тенденций в бизнес-среде и сфере общего образования. Рассматриваются признаки и проявление экосистемного подхода применительно к экосистеме качества школьного образования (кооперация и конкуренция; формирование новых ценностей деятельности и полезности школы; ставка на интегрированные решения; эффект экономии от разнообразия). Отдельное место в статье отводится трактовке качества школьного образования как многомерного и междисциплинарного феномена. Дается характеристика субъектов деятельности, обеспечивающих качество образования в рамках школьной экосистемы, и процесса создания ценности. Также в статье представляются и обсуждаются результаты опроса педагогических работников общеобразовательных школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области по проблематике формирования и развития экосистемы качества школьного образования. На основе проведенных теоретических и экспериментальных исследований сформулированы обобщающие выводы, определены перспективы дальнейшего изучения феномена «экосистема качества школьного образования»

Ключевые словакачество школьного образования, управление и оценка качества образования, экосистема, многомерность качества образования, экосистема качества школьного образования
Получено28.06.2023
Дата публикации11.08.2023
Кол-во символов16924
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Потребности науки об образовании с необходимостью приводят к идее поиска универсального методологического основания для описания жизнедеятельности субъектов, функционирующих в сфере образования. В статье анализируется опыт применения экосистемного подхода, исследуются возможности использования его потенциала к вопросам, связанным с совершенствованием механизмов управления и оценки качества образования на уровне школы. Такое исследование является актуальным с учетом усиливающейся конкуренции между школами по качеству и ресурсам, привнесением в управление образовательными организациями бизнес-моделей (включая модели слияния, кооперации, укрупнения школ), принципов стандартизации и технологизации, сквозного управления качеством, кадрового менеджмента, анализа внутренней среды и внешнего окружения. Безусловно, актуальность связана и с рассмотрением качества школьного образования как многомерного, сложного феномена.
2 Можно констатировать, что понятие «образовательная экосистема» до настоящего времени не имеет однозначной трактовки [1; 2]. В самом широком смысле экосистемный подход — это новая управленческая парадигма организации процесса образования [3; 4]. В рамках проведенного исследования экосистемный подход можно рассматривать как «единый комплекс управляемых сред функционирования индивидуума», предполагающий «создание и развитие совокупности благоприятных поддерживающих сред, представляющих образовательные ресурсы и отлаженные, гармоничные отношения между участниками образовательного процесса» [5, c. 184].
3 Методы исследования. В основу исследования положены материалы по проблематике управления и оценки качества школьного образования, анализу качества как сложного междисциплинарного понятия, многомерного феномена.
4 В целях получения представляемых в статье данных, обобщающих выводов использовались методы теоретического исследования: анализ применимости экосистемного подхода для совершенствования механизмов и технологий управления и оценки качества школьного образования; методы индукции и дедукции (переход от частных вопросов рассмотрения экосистем к более общим и наоборот при следовании принципу системности в ходе изучения того или иного явления, объекта); изучение конкретного свойства явления многомерного объекта (экосистема качества в школе; экосистемы, образующиеся в результате различных коллабораций школы в рамках социального партнерства) без учета их других, менее важных характеристик. В отношении эмпирического уровня познания в процессе исследования были задействованы методы опроса, наблюдения, сравнения, накопления и отбора значимых фактов, выявления связей между ними.
5 Результаты. Анализируя стремительное развитие экосистемного подхода в качестве нового концептуального обоснования к проектированию конкурентных бизнес-моделей (например, горизонтально и вертикально интегрированных компаний), поиску источников эффективности компаний, объяснению законов конкуренции и поведенческих стратегий их развития в инновационной среде, можно констатировать, что в бизнес-лексиконе прочно закрепился термин «бизнес-экосистема». Понятие, обозначаемое этим термином, предполагает, что границы той или иной организации не замыкаются на определенную отраслевую принадлежность. Ее деятельность в логике экосистемы простирается и на сопредельные отрасли.

всего просмотров: 187

Оценка читателей: голосов 0

1. Adner R. Ecosystem as structure: an actionable construct for strategy // Journal of management. 2017. Vol. 43. No. 1. P. 39–58.

2. Bogers M., Sims J., West J. What Is an Ecosystem? Incorporating 25 Years of Ecosystem Research. 2019. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3437014 (дата обращения: 10.05.2023).

3. Barokas J., Barth I. Multi-stakeholder ecosystems in rapidly changing educational environments / IEEE Global Engineering Education Conference, EDUCON, 2018. P. 1934–1938.

4. Panthalookaran V. Development of an educational ecosystem that supports engineering research / IEEE Global Engineering Education Conference, EDUCON, 2019. P. 71–78.

5. Монахова Л.Ю., Рябоконь Е.А. Экосистемный подход к организации образовательного процесса в высшей военной школе / Международная научно-практическая конференция «Наука. Образование. Культура»: 31-я годовщина Комратского государственного университета: сборник статей. Комрат: КГУ, 2022. С. 183–187.

6. Стаценко В.В., Бычкова И.И. Экосистемный подход в построении современных бизнес-моделей // Индустриальная экономика. 2021. № 1. С. 45–61.

7. Субетто А.И. Квалитология образования: (Основания, синтез). М.; СПб.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2000. 219 с.

8. Панасюк В.П., Третьякова Н.В. Качество образования: инновационные тенденции и управление: монография. Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2018. 201 с.

9. Субетто А.И. Научно-образовательное общество как основа стратегии развития России в XXI веке: монография. СПб.: Астерион, 2015. 190 с.

10. Шихова О.Ф., Шихов Ю.А. Квалиметрический подход к диагностике компетенций выпускников высшей школы // Образование и наука. 2013. № 4. С. 40–57.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх