ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПОЛИЛИНГВАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

 
Код статьиS181570410026373-5-1
DOI10.54884/S181570410026373-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ректор
Аффилиация: Институт развития образования Республики Татарстан
Адрес: Российская Федерация,
Должность: начальник информационно-аналитического отдела
Аффилиация: Институт развития образования Республики Татарстан
Адрес: Российская Федерация
Должность: заведующий кафедрой татарского языка и литературы
Аффилиация: Институт развития образования Республики Татарстан
Адрес: Российская Федерация, Казань
Должность: доцент
Аффилиация: Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
Адрес: 420010, Россия, Республика Татарстан, г. Казань, Деревня универсиады, д. 35
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (75)
Страницы47-58
Аннотация

В статье анализируются результаты экспертного опроса и анализа документов по проблематике полилингвального образования в Татарстане. Согласно результатам экспертного опроса, при отборе педагогических кадров в школы, реализующие полилингвальное образование, наиболее значимыми являются владение кандидатом иностранным и/или национальным языком преподавания, а также высокая квалификация в предметной области. Имеется ряд  трудностей в методическом обеспечении полилингвального/билингвального обучения. Так, многие учебные пособия требуют серьезной доработки. Также существует необходимость совершенствования нормативно-правового обеспечения полилингвального образования. Проведенный в ходе исследования анализ документов показал, что имеются пробелы в документационном обеспечении исследованных общеобразовательных организаций, начиная с учредительных документов. Таким образом, полилингвальное/билингвальное образование в Республике Татарстан находится на стадии институционального становления и развития и испытывает трудности, решение которых возможно при деятельном участии системы высшего образования и грамотном учебно-методическом и документационном обеспечении.

 

Ключевые словаполилингвальное образование, билингвальное образование, Республика Татарстан, Адымнар, поликультурная среда, социологическое исследование
Получено26.06.2023
Дата публикации11.08.2023
Кол-во символов24239
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Объективный процесс глобализации общества и интеграция российского образования в мировое образовательное пространство и в то же время необходимость сохранения самобытности и языков народов России актуализируют вопросы владения не только русским языком, но и иностранными языками и языками народов, проживающих в нашей стране. В случае образовательной интеграции приоритет имеет не имманентная (терминальная) ценность языка, а его инструментальная ценность как средства получения образования.
2 Российская система образования длительное время была недостаточно ориентирована на предметное изучение иностранного языка и языков народов России (русский язык как неродной), что не позволяло в полной мере осознать и прочувствовать важность владения ими. Инновационный подход, выразившийся в обучении иностранным и национальным языкам как инструменту освоения неязыковых предметов, позволяет формировать более глубокий интерес и устойчивые лингвистические знания обучающихся [1]. Российские регионы ведут работу по внедрению полилингвального и/или билингвального обучения в общеобразовательные организации. Ход этого процесса требует научного и управленческого контроля, а проблемы, которые возникают, – своевременного решения. Эта необходимость определила актуальность нашего исследования.
3 Во исполнение приказа Министерства образования и науки Республики Татарстан от 22 декабря 2021 г. № под-1732/21 «Об утверждении Государственного задания учредителя для государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования “Институт развития образования Республики Татарстан” на 2022 год» сотрудниками информационно-аналитического отдела ИРО РТ проведено прикладное научное исследование «Полилингвальное образование в Республике Татарстан: проблемы и перспективы». Объектом исследования стало полилингвальное образование в Республике Татарстан, предметом – реализация образовательными организациями Республики Татарстан полилингвального обучения. Базу исследования составили образовательные организации Республики Татарстан, реализующие полилингвальное и/или билингвальное обучение.
4 Целью исследования явились выявление проблемы и перспективы развития полилингвального обучения в образовательных учреждениях Республики Татарстан. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
  1. определить нормативную правовую основу полилингвального образования в образовательных организациях Республики Татарстан;
  2. описать состояние полилингвального обучения в образовательных организациях Республики Татарстан;
  3. выявить проблемы полилингвального обучения в образовательных организациях Республики Татарстан;
  4. представить основные перспективы развития полилингвального образования в Республике Татарстан.

всего просмотров: 115

Оценка читателей: голосов 0

1. Усманова З.Ф., Заяц Т.В., Мукажанова Г.Ж. Реализация технологии CLIL в условиях полилингвального обучения // Филология и лингвистика в современном мире: материалы I Междунар. науч. конф. Москва, июнь 2017 г. Москва: Буки-Веди, 2017. С. 94–97.

2. Нугаев М.А. Качество социального капитала полиэтничного региона: междисциплинарный и полипарадигмальный анализ: монография. Казань: Офсет-Сервис, 2015. 192 с.

3. Еликоева А.К. Общественное мнение о полилингвальной системе образования в Российской Федерации: Этносоциологический анализ // Теории и проблемы политических исследований. 2012. № 4. С. 79–98.

4. Министерство образования и науки Республики Татарстан: официальный сайт. URL: https://mon.tatarstan.ru/index.htm/news/2114475.htm (дата обращения: 22.12.2022).

5. Гудова М.Ю., Гудов В.А., Гузикова М.О. и др. Полилингвальное образование в эпоху постграмотности / Уральский государственный педагогический университет, Научная группа «Полилингвизм в эпоху постграмотности». Екатеринбург: Уральский ГПУ, 2021. 230 с.

6. Шамсутдинова Р.Р., Шамсутдинова И.И. Формирование языковой личности в полилингвальной среде / Правовые основы функционирования государственных и региональных языков в условиях дву- и многоязычия: сб. материалов междунар. научно-практической конференции, Казань, 11 декабря 2019 года. Казань: Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова, 2019. С. 222–225.

7. Гуторова Г.Д. Вопросы нормативно-правового обеспечения полилингвального образования // Научный Татарстан. 2021. № 4. С. 65–71.

8. Лотфуллин М.В. Правовые основы поликультурного образования в Российской Федерации // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25758 (дата обращения: 31.04.2023).

9. Давлетшина Л.А., Кондратьева Н.Б., Самойлова А.В. Формирование этнопедагогической компетентности в условиях поликультурности: региональный опыт // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 3. С. 93–100.

10. Латыйпова В.М., Муртазина Г.Р. Анализ реализации программ этнокультурной направленности в общеобразовательных организациях Республики Татарстан на современном этапе / Этнопедагогический ежегодник: cб. науч. статей. Вып. 13. Чебоксары: Чувашский государственный ГПУ им. И.Я. Яковлева, 2022. С. 37–42.

11. Нугуманова Л.Н. Моделирование поликультурной образовательной среды в системе дополнительного профессионального образования // Корееведение в России: направление и развитие. 2020. Т. 1. С. 113–116.

12. Калкаван А.М. Перспективы развития полилингвального образования в Республике Татарстан / Современные проблемы филологии и методики преподавания языков: вопросы теории и практики. IV Междун. научно-практ. конференция, Елабуга, 23 октября 2020 года. Елабуга: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2020. С. 118–122.

13. Ялалов Ф.Г. Основы полилингвального образования. Казань: Академия наук Республики Татарстан, 2021. 192 с.

14. Зинурова Р.И., Хурамшина А.З., Хурамшин И.Г. Менеджмент высшей школы: документационное обеспечение управления учебным процессом // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16. № 14. С. 234–238.

15. Постановление Государственного Совета Республики Татарстан 14.12.2020 № 8-51-6-ПК «О перспективах развития полилингвального образования в Республике Татарстан». URL: https://gossov.tatarstan.ru/file/gossov/docs/other_11130.pdf (режим доступа: свободный) (дата обращения: 07.09.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх