СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ И РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 
Код статьиS181570410026346-5-1
DOI10.54884/S181570410026346-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры теории и методики воспитания и социальной работы
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: доцент кафедры теории и методики воспитания и социальной работы
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: профессор кафедры педагогики школы
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (75)
Страницы59-67
Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме выявления потенциальных возможностей синергетической методологии для исследования социально-педагогической деятельности как особой системы, трансформирующейся под влиянием нестабильных условий социума.    Подчеркнуто, что в настоящее время изменяется предметная область социально-педагогической деятельности, характеризующаяся тенденцией стихийной социализации детей, что влияет на ее пространственно-временные условия, так как пространство детских проблем расширяется, время, необходимое для научного осмысления проблем и поиска средств их решения, сокращается. Обращение к синергетическому подходу связано с тем, что он ориентирован на анализ системных процессов, находящихся в незамкнутом, нелинейном, неравновесном состоянии, в движении «порядок – хаос – порядок». В статье для описания процесса организации и самоорганизации социально-педагогической деятельности используются понятия: «аттрактор» (упорядоченный процесс), «флуктуация» (наличие в процессе потенциальных возможностей и для поддержания системы, и для ее разрушения), «бифуркация» (хаотичное состояние процесса). На институциональном уровне движение социально-педагогической деятельности через этапы «порядок – хаос – порядок» определяется ценностными ориентациями субъектов. Они являются центром притяжения для специалистов помогающих профессий, удерживают систему в состоянии устойчивого аттрактора. Нарушение ценностных оснований социально-педагогической деятельности дезорганизует систему, приводит ее в состояние хаоса (бифуркации). На индивидуальном уровне взаимодействия «педагог – ребенок» чувство устойчивости (аттрактора) формируется, если практики, применяемые для решения проблем ребенка, дают положительный результат. В противном случае педагог погружается в рефлексию, ищет пути самоорганизации, содействующей решению проблем.

Ключевые словасинергетический подход, организация и самоорганизация социально-педагогической деятельности, аттрактор, бифуркация, флуктуация, нелинейный процесс социально-педагогической практики
Получено24.06.2023
Дата публикации11.08.2023
Кол-во символов19596
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. В настоящее время для понимания социальных изменений, характеризующих общественную жизнь, особую роль приобретает синергетический подход, нацеленный на исследование отношений «порядок – хаос – порядок» в разных областях природного и социального мира. Синергетика вызвана к жизни необходимостью «нахождения адекватных ответов на глобальные вызовы, с которыми сталкивается развитие современной цивилизации в целом» [1, c. 190]. Синергетический подход имеет «своей стратегической задачей познание общих принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой разной природы, в том числе и в социальных системах» [2, c. 87]. Современные ученые-синергетики полагают, что: - «научить гуманитариев в полной мере применять формальные методы, наверное, не удастся, а ... понимать синергетические принципы построения моделей реальности ... можно» [2, c. 133]; - «использование синергетического подхода не противоречит прежним методам и подходам к анализу социальных процессов и систем, однако является существенным дополнением, значительно расширяющим методологический аппарат» [3, с. 29].
2 Обращение социально-педагогической науки и практики к синергетике стимулировано научным интересом к сложным процессам, происходящим в условиях нестабильного социума в педагогической сфере, подверженной глубоким трансформациям. Во-первых, чередование социального хаоса и социального порядка, характерное для современного общественного развития, находит свое отражение в процессах стихийной - целенаправленной социализации подрастающего поколения, влияющих на смыслообразование детей, на становление ценностных позиций и ориентаций. Наблюдается тенденция стихийной социализации детей, осуществляемая за границами семьи и образовательного учреждения в условиях расширения интернет-коммуникации. Во-вторых, в современных условиях меняются пространственно-временные характеристики социально-педагогической деятельности, цель которой состоит в преодолении хаоса в области стихийной социализации и ценностного ориентирования ребенка. Пространство детских проблем расширяется за счет виртуального мира, сужается время, необходимое для научного осмысления проблемы, поиска средств ее решения, превращения найденного средства в «свой», то есть в личностный, подход к реализации цели. Эти трансформации побуждают к анализу социально-педагогической деятельности с позиции синергетической методологии.
3 Основные результаты исследования. В России приоритетные направления синергетического исследования в области педагогики связаны в основном с вопросами управления отечественной системой образования, с выстраиванием организационной структуры школьного и профессионального образования, с разработкой проектов и программ обучения субъектов образования синергетическому мышлению. Новизна подхода, представленного в данной статье, состоит в том, что синергетика рассматривается как инструмент научного исследования и описания социально-педагогической деятельности как особой практики, нацеленной на выявление и решение социальных проблем детства, формирующихся в условиях движения социума в логике «порядок – хаос – порядок».

всего просмотров: 140

Оценка читателей: голосов 0

1. Budanov V.G. Synergetics of Communicative Scripts. Towards Otherland. Languages of Science and Languages Beyond / eds. R.E. Zimmerman, V.G. Budanov. Kassel: Kasse university press GmbH, 2005. P. 189–199.

2. Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. Изд. 3-е доп. М.: Изд-во ЛКИ, 2009. 240 с.

3. Бразевич С.С. Развитие синергетического подхода в социологии и социальном прогнозировании // Вестник Ереванского университета (Общественные науки). 2012. № 136.5. С. 29–35.

4. Леонтьев Д.А. Синергетика и личность: к неравновесной персонологии / Мир человека: неопределенность как вызов. Москва, 2019. С. 261–273.

5. Абасов З.А. Инновации в образовании и синергетика // Alma Mater. 2007. № 4. С. 3–8.

6. Казакова Т.В., Паркайкина Г.А. Синергетический подход к проблеме самоосуществления человека // Фундаментальные исследования. 2008. № 5. С. 24–26.

7. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. Санкт-Петербург: Лань, 1997. 188 с.

8. Сапронов М.В. Синергетический подход в исторических исследованиях: новые возможности и трудности применения // Общественные науки и современность. 2008. № 4. С. 158–172.

9. Чекалева Е.А. Самоорганизация личности обучающихся в контексте синергетического подхода // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 6(91). С. 59–61.

10. Воличенко О.В. Нелинейная архитектура // Наука и новые технологии. 2012. № 6. С. 28–31.

11. Князева Е.Н., Курдюмова С.П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. М.: Либроком, 2014. 256 с.

12. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Изд-во «Национальное образование», 2016. 132 с.

13. Дробницкий О.Г. Моральная философия. Избр. труды. М.: Гардарики, 2002. 523 с.

14. Расчетина С.А. Исследовательский метод в структуре социально-педагогической деятельности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2020. № 3 (226). С. 57–63.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх