ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ КАК ОСНОВНОЙ ПРИОРИТЕТ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ У ШКОЛЬНИКОВ

 
Код статьиS181570410026300-5-1
DOI10.54884/S181570410026300-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Магистрант
Аффилиация: ФПО МГУ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: ректор
Аффилиация: ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (75)
Страницы15-23
Аннотация

В данной статье описываются методические аспекты формирования IT-компетенций у современных школьников в условиях реализации концепции технологического суверенитета России. При этом идеи и задачи этой концепции становятся ориентирами для определения основных приоритетов подготовки в IT-области будущего кадрового потенциала страны. Авторами подчеркивается, что научные исследования в этой области создадут основу для инноваций и технологического прорыва. Кратко описан опыт развития отечественной информатики и вычислительной техники, когда в результате государственной политики конца 90-х годов прошлого века в пользу западных разработок в этой области собственные исследования были прекращены. Показано, что новая концепция будет способствовать развитию технологического суверенитета России и воспитанию будущего кадрового потенциала в лучших традициях отечественной науки. Авторы предлагают использовать в качестве результативного средства обучения школьников информатике и технологии Проект «IT-Вертикаль», реализация которого в школах будет повышать мотивацию и способствовать самореализации школьников. В рамках формирования IT-компетенций школьников – будущего кадрового потенциала в IT-области – роль эффективного средства обучения могут также выполнять CTF-соревнования.

Ключевые словатехнологический суверенитет, приоритетное направление, «IT-Вертикаль», информационные технологии, будущий кадровый потенциал, соревнования CTF, информационная безопасность
Получено22.06.2023
Дата публикации11.08.2023
Кол-во символов17216
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. В условиях обострившейся геополитической ситуации, отражающейся на развитии экономики как мирового сообщества в целом, так и экономики нашей страны, возникает необходимость обеспечения технологического суверенитета. В этой связи Указом Президента РФ № 203 от 14.04.2022 г. «О Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам обеспечения технологического суверенитета государства в сфере развития критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» [1] были определены задачи и сформулирована непосредственно сама концепция развития технологического суверенитета.
2 Технологический суверенитет представляет собой устойчивое развитие информационных технологий, создание и реализация которых в полной мере осуществляются на базе разработок отечественного производства, предполагающее исключительные права на использование этих технологий. Страны, у которых уровень технологического суверенитета более высокий, по большей части занимают лидирующие позиции в мировом сообществе. Развитие информационных технологий обуславливает развитие социально значимых процессов в стране, определяющих национальную экономическую и информационную безопасность, а также технологический суверенитет.
3 В условиях динамичного развития цифровых технологий технологический суверенитет напрямую зависит от того, как развиты информационные технологии во многих сферах жизнедеятельности. Основными направлениями развития области информационных технологий сегодня считаются искусственный интеллект (ИИ) и машинное обучение, распространение 5G, квантовые вычисления, блокчейн, кибербезопасность, роботизированная автоматизация технологических процессов, виртуальная и дополненная реальность, рост сетей интернета вещей, облачные вычисления. Научные исследования в этих областях – основа для инноваций и технологического прорыва страны.
4 Таким образом, развитие информационных технологий охватывает немало направлений, в которых уже есть существенные достижения. Однако многие технологии требуют дальнейших преобразований и распространения на все большее число различных сфер жизнедеятельности. Именно от активного использования и внедрения информационных технологий будет зависеть дальнейшее качество жизни современного общества, повышение эффективности общественного производства во всех областях.
5 Опыт и современное состояние развития отечественной информатики и вычислительной техники в России как базы технологического суверенитета. Во второй половине XX века отечественные ученые В.М. Глушков, А.П. Ершов, А.А. Ляпунов, С.А. Лебедев, А.Н. Колмогоров, опираясь на выдающиеся достижения математической науки и технические разработки, вели серьезные исследования в области информатики (кибернетики) и информационных технологий; на практике доказывали необходимость развития кибернетики и вычислительной техники как передовой отрасли для страны (изобретение ЭВМ); публиковали научные труды; создавали целые области промышленности с нуля. Советская школа в этой области накопила богатый опыт подготовки высококлассных специалистов. Так, В.П. Ильин, рассказывая о корифеях отечественной науки Г.И. Марчуке, А.П. Ершове, Н.Н. Яненко, кратко описывает опыт и наследие Сибирских научных школ по информатике и вычислительной технике, которые сегодня могут быть крайне полезны для реализации идей концепции технологического суверенитета страны [2]. Можно констатировать, что в 60-х годах прошлого века результаты советских специалистов в области информатики, вычислительной техники и программирования находились на мировом уровне или опережали его. Именно в это время советскими учеными была создана первая вычислительная машина в Европе, велись разработки в области систем машинного перевода, теории распознавания образов, работали над моделированием мыслительных процессов высших животных и человека. Многие разработки остаются актуальными и на сегодняшний день.

всего просмотров: 115

Оценка читателей: голосов 0

1. Указ Президента Российской Федерации от 14.04.2022 № 203 «О Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам обеспечения технологического суверенитета государства в сфере развития критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202204140035 (дата обращения: 17.03.2023).

2. Ильин В.П. Сибирская информатика: школы Г.И. Марчука, А.П. Ершова, Н.Н. Яненко [Электронный ресурс]. URL: http://www.prometeus.nsc.ru/math/yanenko/about/ilyin.ssi (дата обращения: 17.03.2023).

3. Грэхэм Л. Сможет ли Россия конкурировать? История инноваций в царской, советской и современной России / пер. с англ. Ю. Констатиновой. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 272 с.

4. Рыжова Н.И., Трубина И.И., Королева Н.Ю., Филимонова Е.В. Искусственный интеллект как актуальный тренд содержания обучения информатике в условиях цифровизации // Преподаватель XXI век. 2022. № 2. Ч. 1. С. 11–22.

5. Рыжова Н.И., Трубина И.И. Актуализация изучения этических проблем искусственного интеллекта современными школьниками // Информатика в школе. 2022. № 5 (178). C. 26–31.

6. Пиотровская К.Р., Тербушева Е.А. Интеллектуальный анализ данных в педагогической аналитике // Техническое творчество молодежи. 2016. № 2 (96). С. 10–14.

7. Викторова Т.А. Особенности технологии проектного обучения // Первое сентября: открытый урок. 2009. 6 августа [Электронный ресурс]. URL: https://urok.1sept.ru/articles/556777 (дата обращения: 17.03.2023).

8. Королева Н.Ю., Рыжова Н.И. Развитие цифровых компетенций старшеклассников в школьном курсе информатики посредством кейс-технологий // Информатика в школе. 2021. № 9 (172). С. 39–44

9. Приказ Департамента образования и науки города Москвы от 04.03.2022 № 120 «Об утверждении стандарта городского образовательного проекта “IT-вертикаль” в государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы» [Электронный ресурс]. URL: https://veshsch.mskobr.ru/files/Document 2021-2022/obrazov-vertikal/ IT вертикаль_ стандарт.pdf (дата обращения: 17.03.2023).

10. Минзов А.С., Невский А.Ю., Баронов О.Р. Применение игровых методов при подготовке специалистов в сфере компьютерной безопасности // Инновационные, информационные и коммуникационные технологии. 2019. № 1. С. 26–29.

11. Егоров А.Ю., Минзов А.С., Невский А.Ю., Баронов О.Р. Capture the Flag. Игровые модели подготовки специалистов в сфере компьютерной безопасности: учебно-методическое пособие для преподавателей. М.: ВНИИгеосистем, 2018. 72 с.

12. Пономарев И.М., Селиверстов А.А., Пеннер Г.А., Зулькарнеев И.Р. Проектирование системы адаптации и обучения студентов младших курсов по направлению информационной безопасности / В сб.: Математическое и информационное моделирование // Материалы Всероссийской конференции молодых ученых. Тюмень, 2021. С. 366–373.

13. Викторова Т.А. Развитие информационных технологий: традиции, которыми мы гордимся, перспективы, которые мы открываем // Учительская газета. 21.02.2023. № 8. С. 3.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх