Actual trends in teachers’ professional development in the context of modern educational practices

 
PIIS181570410025312-8-1
DOI10.54884/S181570410025312-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Postgraduate student
Affiliation: SPb Academy of Postgraduate Pedagogical Education
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 1 (74)
Pages85-94
Abstract

The modern sphere of education is continuously being transformed. Rapid digitalization, the introduction of innovative educational practices, as well as a characteristic portrait of a modern student who grew up in a digital environment, lead to a change in the nature of teaching. The position of the teacher in the educational process is also changing, acquiring the features of an organizer, tutor, coach, etc. The article provides a comprehensive analysis of the currently relevant concepts in teaching- the components of a teacher's professiogram and professional mobility. The review and analysis of scientific works of recent years in the fields of professiology of education and new educational practices has been carried out. Based on the results, professional and personal qualities relevant for a teacher and the problems actual for teachers nowadays are highlighted. The actual trends of advanced training of specialists are indicated - teacher mobility in the digital environment and in the field of educational technologies.

Keywordsprofessional and personal qualities, professiogram, professionology, educational technologies, innovative educational practices, digital educational environment
Received19.04.2023
Publication date21.04.2023
Number of characters21593
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. В современном мире сфера образования непрерывно трансформируется для того, чтобы отвечать актуальным целям и следовать заданным государством векторам развития. Для повышения эффективности обучения детей и успешного достижения поставленных целей вводятся новые формы организации образовательного процесса. Перспективные варианты такой инновационной деятельности в дополнительном образовании детей и молодежи М.В. Кларин называет «образовательными практиками» [1, с. 32].
2 В своем исследовании М.В. Кларин рассматривает наиболее перспективные инновационные образовательные практики, стремясь выделить «точки роста» для развития среднего образования в России, а также программ дополнительного образования.
3 Еще в 2010 году А.А. Жарков отметил тенденцию к смене модели образования, основанной на трансляции знаний, на модель образования, основанную на трансляции принципов работы в условиях ученого незнания. При этом автор обращал внимание, что современный человек живет в условиях непредсказуемости направления перемен [2, с. 83].
4 В настоящее время преподаватели общего и дополнительного образования работают с обучающимися, выросшими в условиях цифровой информационной среды. Эти дети обладают рядом характерных черт в восприятии информации, привычками, связанными с цифровой информационной средой, принципиально новыми для образовательного процесса взглядами и стремлениями [1].
5 В свете внедрения в педагогический процесс новых образовательных практик, быстрой цифровизации образования, влияющей на «портрет» современного обучающегося, изменяется характер преподавательской деятельности и позиция педагога в образовательном процессе, которая отходит от традиционной концепции транслятора информации и приобретает черты организатора, координатора, тьютора, тренера и проч. (в зависимости от конкретной образовательной практики).
6 В связи с этим возникают новые требования к педагогическому работнику не только с позиции его профессиональных компетенций, но и в контексте профессионально-личностных качеств такого специалиста.
7 Целью данного исследования является выделение профессионально-личностных качеств, развитие которых становится наиболее актуальным для педагогического работника в условиях современной системы образования.
8 Методы исследования. Проведен комплексный анализ научных публикаций в области профессиологии образования, инновационных образовательных практик, профессиональной мобильности педагогического работника. В работе использованы как публикации последних лет, описывающие аспекты современной системы образования, так и более ранние работы начала XXI века, которые приводятся для сравнения.
9 Выделены актуальные проблемы педагогов и профессионально-личностные качества, являющиеся приоритетными как по результатам предыдущих исследований, так и в контексте современной системы образования.

views: 165

Readers community rating: votes 0

1. Klarin M.V. Innovatsionnye obrazovatel'nye praktiki kak initsiativy v sfere dopolnitel'nogo obrazovaniya detej i molodezhi // Ehtap: ehkonomicheskaya teoriya, analiz, praktika. 2019. S. 31-48.

2. Zharkov A.A. Professional'naya mobil'nost' pedagoga kak pedagogicheskaya problema // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2010. №3. S. 81-85.

3. Ukaz Prezidenta RF ot 9 maya 2017 g. №203 «O strategii razvitiya informatsionnogo obschestva v Rossijskoj Federatsii na 2017 - 2030 gody» [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://base.garant.ru/71670570/ (data obrascheniya: 10.12.2022).

4. Postanovlenie pravitel'stva RF ot 16 noyabrya 2020 goda №1836 «O gosudarstvennoj informatsionnoj sisteme «Sovremennaya tsifrovaya obrazovatel'naya sreda» [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://base.garant.ru/74922854/ (data obrascheniya: 10.12.2022).

5. Andryukhina L.M., Lomovtseva N.V. i dr. Gotovnost' pedagogov professional'nogo obrazovaniya k rabote v usloviyakh tsifrovoj obrazovatel'noj sredy // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2021. №2. C. 3-19.

6. Zeer Eh.F., Symanyuk Eh.Eh. Professiologiya: psikhologicheskij kontent. M.: Nauchno-izdatel'skij tsentr «Infra-M». 194 s.

7. Zeer Eh.F. Aktual'nye problemy professiologii obrazovaniya (po materialam netvorkinga «Professiologiya: proektsiya v buduschee») // Professional'noe obrazovanie i rynok truda. 2021. № 3. S. 112-122.

8. Shekhovtseva E.A. Professiogramma kak instrument formirovaniya professional'no vazhnykh kachestv studentov-pedagogov // Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo universiteta tekhnologij upravleniya i ehkonomiki. 2021. №1. S. 14-19.

9. Teoreticheskaya model' psikhogrammy «Sudovogo paramedika» / O.S. Ivanov, O.K. Bumaj, Yu.V. Grabskij i dr. // Vestnik meditsinskogo instituta «REAVIZ»: Reabilitatsiya, vrach i zdorov'e. 2021. S. 68-79.

10. Frolov A.G. Professiogramma pedagoga // Shkola nauki. 2018. №10. S. 52-62.

11. Baburova I.V. Psikhosemanticheskij analiz lichnostnogo komponenta professiogrammy uchitelya (predstavleniya o lichnosti pedagoga v mentalitete rossiyan) // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2007. №1. S. 98-109.

12. Shlat N.Yu. Razvitie kreativnosti sovremennogo pedagoga: teoreticheskij analiz problemy // Pedagogicheskaya deyatel'nost' kak tvorcheskij protsess: sbornik trudov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem / pod red. Lechievoj M.I., Alikhanovoj R.A. Groznyj: FGBOU VO «Chechenskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet», 2021. S. 515-522.

13. Timoschenko A.S. Tvorcheskoe liderstvo pedagoga kak aktual'naya problema psikhologicheskogo issledovaniya // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Psikhologiya». 2019. T. 12. №1. S. 83-91.

14. Ehntsiklopediya professional'nogo obrazovaniya: v 3-kh tomakh / pod red. S.Ya. Batysheva. M.: RAO, 1999. 1784 s.

15. Malakhova N.N. Buduschee rozhdaetsya segodnya: professional'naya mobil'nost' pedagoga dopolnitel'nogo obrazovaniya v usloviyakh realizatsii federal'nogo proekta «Uspekh kazhdogo rebenka» // Sibirskij uchitel' 2020. №4. S. 13-22.

Система Orphus

Loading...
Up