Актуальные направления повышения квалификации педагогов в контексте новых образовательных практик

 
Код статьиS181570410025312-8-1
DOI10.54884/S181570410025312-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: аспирант
Аффилиация: СПб академия постдипломного педагогического образования
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (74)
Страницы85-94
Аннотация

Современная сфера образования непрерывно трансформируется. Динамичная цифровизация, введение инновационных образовательных практик, а также изменения в портрете современного обучающегося, выросшего в условиях цифровой среды, приводят к изменениям в преподавательской деятельности. Меняется и образ педагога в образовательном процессе, приобретая черты организатора, тьютора, тренера и т.д. В статье проводится комплексный анализ актуальных на сегодняшний день понятий в области педагогики – профессиограммы педагога и профессиональной мобильности. Проведен обзор и анализ научных работ последних лет в области профессиологии образования и в контексте новых образовательных практик. Выделены актуальные для педагога профессионально-личностные качества и проблемы. Обозначены актуальные векторы повышения квалификации педагогов, связанные с мобильностью педагога в цифровой среде и в области образовательных технологий.

Ключевые словапрофессионально-личностные качества, профессиограмма, профессиология, образовательные технологии, инновационные образовательные практики, цифровая образовательная среда
Получено19.04.2023
Дата публикации21.04.2023
Кол-во символов21593
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. В современном мире сфера образования непрерывно трансформируется для того, чтобы отвечать актуальным целям и следовать заданным государством векторам развития. Для повышения эффективности обучения детей и успешного достижения поставленных целей вводятся новые формы организации образовательного процесса. Перспективные варианты такой инновационной деятельности в дополнительном образовании детей и молодежи М.В. Кларин называет «образовательными практиками» [1, с. 32].
2 В своем исследовании М.В. Кларин рассматривает наиболее перспективные инновационные образовательные практики, стремясь выделить «точки роста» для развития среднего образования в России, а также программ дополнительного образования.
3 Еще в 2010 году А.А. Жарков отметил тенденцию к смене модели образования, основанной на трансляции знаний, на модель образования, основанную на трансляции принципов работы в условиях ученого незнания. При этом автор обращал внимание, что современный человек живет в условиях непредсказуемости направления перемен [2, с. 83].
4 В настоящее время преподаватели общего и дополнительного образования работают с обучающимися, выросшими в условиях цифровой информационной среды. Эти дети обладают рядом характерных черт в восприятии информации, привычками, связанными с цифровой информационной средой, принципиально новыми для образовательного процесса взглядами и стремлениями [1].
5 В свете внедрения в педагогический процесс новых образовательных практик, быстрой цифровизации образования, влияющей на «портрет» современного обучающегося, изменяется характер преподавательской деятельности и позиция педагога в образовательном процессе, которая отходит от традиционной концепции транслятора информации и приобретает черты организатора, координатора, тьютора, тренера и проч. (в зависимости от конкретной образовательной практики).
6 В связи с этим возникают новые требования к педагогическому работнику не только с позиции его профессиональных компетенций, но и в контексте профессионально-личностных качеств такого специалиста.
7 Целью данного исследования является выделение профессионально-личностных качеств, развитие которых становится наиболее актуальным для педагогического работника в условиях современной системы образования.
8 Методы исследования. Проведен комплексный анализ научных публикаций в области профессиологии образования, инновационных образовательных практик, профессиональной мобильности педагогического работника. В работе использованы как публикации последних лет, описывающие аспекты современной системы образования, так и более ранние работы начала XXI века, которые приводятся для сравнения.
9 Выделены актуальные проблемы педагогов и профессионально-личностные качества, являющиеся приоритетными как по результатам предыдущих исследований, так и в контексте современной системы образования.

всего просмотров: 169

Оценка читателей: голосов 0

1. Кларин М.В. Инновационные образовательные практики как инициативы в сфере дополнительного образования детей и молодежи // Этап: экономическая теория, анализ, практика. 2019. С. 31-48.

2. Жарков А.А. Профессиональная мобильность педагога как педагогическая проблема // Сибирский педагогический журнал. 2010. №3. С. 81-85.

3. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. №203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71670570/ (дата обращения: 10.12.2022).

4. Постановление правительства РФ от 16 ноября 2020 года №1836 «О государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/74922854/ (дата обращения: 10.12.2022).

5. Андрюхина Л.М., Ломовцева Н.В. и др. Готовность педагогов профессионального образования к работе в условиях цифровой образовательной среды // Современные проблемы науки и образования. 2021. №2. C. 3-19.

6. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Профессиология: психологический контент. М.: Научно-издательский центр «Инфра-М». 194 с.

7. Зеер Э.Ф. Актуальные проблемы профессиологии образования (по материалам нетворкинга «Профессиология: проекция в будущее») // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 3. С. 112-122.

8. Шеховцева Е.А. Профессиограмма как инструмент формирования профессионально важных качеств студентов-педагогов // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2021. №1. С. 14-19.

9. Теоретическая модель психограммы «Судового парамедика» / О.С. Иванов, О.К. Бумай, Ю.В. Грабский и др. // Вестник медицинского института «РЕАВИЗ»: Реабилитация, врач и здоровье. 2021. С. 68-79.

10. Фролов А.Г. Профессиограмма педагога // Школа науки. 2018. №10. С. 52-62.

11. Бабурова И.В. Психосемантический анализ личностного компонента профессиограммы учителя (представления о личности педагога в менталитете россиян) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2007. №1. С. 98-109.

12. Шлат Н.Ю. Развитие креативности современного педагога: теоретический анализ проблемы // Педагогическая деятельность как творческий процесс: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. Лечиевой М.И., Алихановой Р.А. Грозный: ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», 2021. С. 515-522.

13. Тимощенко А.С. Творческое лидерство педагога как актуальная проблема психологического исследования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Психология». 2019. Т. 12. №1. С. 83-91.

14. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х томах / под ред. С.Я. Батышева. М.: РАО, 1999. 1784 с.

15. Малахова Н.Н. Будущее рождается сегодня: профессиональная мобильность педагога дополнительного образования в условиях реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» // Сибирский учитель 2020. №4. С. 13-22.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх