Выявление проблем профессионального становления будущих экономистов в учреждениях среднего профессионального образования

 
Код статьиS181570410025136-4-1
DOI10.54884/S181570410025136-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: аспирант кафедры теории и истории педагогики Института педагогики
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (74)
Страницы95-104
Аннотация

На современном этапе развития общества одними из наиболее важных являются проблемы, которые напрямую связаны с обучением специалистов экономической сферы деятельности. Экономическое образование формирует экономическое мышление, воспитывает рациональное экономическое поведение, создает предпосылки для дальнейшего профессионального обучения, практической деятельности и основу профессионального становления. В статье рассматриваются сущность понятия профессионального становления и фазы профессионального становления студентов в учреждениях среднего профессионального образования. Выявляются актуальные проблемы профессионального становления будущих экономистов, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования, через анализ результатов анкетирования студентов. Описываются требования потенциальных работодателей по вакансиям экономической направленности для кандидатов, имеющих среднее профессиональное образование и без опыта работы. Осуществляется анализ компетенций ФГОС СПО по направлению подготовки «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». Описана роль педагогического сопровождения профессионального становления студента на этапе прохождения обучения в учреждении среднего специального образования. В исследовании удалось выявить актуальные проблемы профессионального становления будущих экономистов в учреждениях среднего профессионального образования.

Ключевые словапрофессиональное становление, профессиональное самоопределение, профессионально значимые качества, среднее профессиональное образование
Получено05.04.2023
Дата публикации21.04.2023
Кол-во символов23236
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. В современных условиях непрерывной модификации экономической сферы нашей страны существует потребность в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах среднего звена, которые должны соответствовать требованиям к уровню квалификации и широте профессионального поля экономической деятельности. Для успешного трудоустройства специалистам среднего звена без опыта работы необходимо быть конкурентоспособными на рынке труда и обладать должными компетенциями.
2 Выпускники средних профессиональных образовательных учреждений наиболее подвержены рискам на рынке труда. Молодым специалистам среднего звена предлагают относительно низкую заработную плату, отказывают в работе из-за отсутствия опыта или делают выбор в пользу кандидата, имеющего высшее образование. Работодатели предпочитают принимать на работу талантливых молодых специалистов, которые способны оценить существующие проблемы на производстве и предложить интересные, нетипичные решения этих проблем. Молодые специалисты, по мнению работодателей, должны стремиться к постоянному профессиональному и личностному развитию, а также иметь устойчивый интерес к профессии.
3 Таким образом, встает вопрос, связанный с профессиональным становлением будущих специалистов экономической сферы деятельности, а также с формированием готовности студентов учреждений среднего профессионального образования к этой деятельности.
4 Теоретические аспекты. Сущность понятия «профессиональное становление» достаточно широко освещена в научных работах А.А. Деркач, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, А.К. Марковой, В.Д. Симоненко и др.
5 Общность определений «профессионального становления» в рассмотрении его как динамичного процесса, который ведет к личностным изменениям, а также формированию профессиональных качеств [1].
6 Профессиональное становление личности является постепенным и поступательным процессом самореализации в профессиональной деятельности, предполагающим воспитание и развитие профессиональных качеств через приобретение профессиональных знаний, навыков и компетенций. Основой профессионального развития человека является профессиональное обучение и освоение профессии на практике.
7 Э.Ф. Зеер выделяет стадии профессионального становления специалиста: «оптации, профессиональной подготовки, профессиональной адаптации, первичной и вторичной профессионализации и профессионального мастерства» [2, с. 10].
8 Е.А. Климов выделяет такие стадии профессионального становления специалиста, как развитие в периоды выбора профессии, профессиональной подготовки и непосредственно в период профессиональной деятельности.
9 Рассмотрим стадии, с которыми сталкивается будущий специалист на этапе обучения в среднем профессиональном учреждении и на этапе начала практического освоения профессиональной деятельности.

всего просмотров: 155

Оценка читателей: голосов 0

1. Панина С.В. Активизация профессионального становления будущих специалистов в системе среднего профессионального образования Якутии // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2021. № 4 (24). С. 77–83.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб. М.: Академический Проект. 2003. С.10.

3. Климов Е.А. Введение в психологию труда: учебник для вузов. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1998. 350 c.

4. Корякина М.В. Профессиональное самоопределение студентов техникума как условие формирования компетентного специалиста [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 25. С. 176–178. URL: http://e-koncept.ru/2017/770545.htm (дата обращения: 12.09.2022).

5. Балакирева Э.В. Профессиональный стандарт как ориентир разработки подходов к оценке качества профессиональной подготовки специалистов в вузе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013. № 158. С. 86–95.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по направлению подготовки 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-38-02-01-ekonomika-i-buhgalterskiy-uchet-po-otraslyam-69/ (дата обращения: 12.09.2022).

7. Балакирева Э.В., Маслова Л.С. Педагогические условия обновления профессиональной подготовки будущих экономистов в ВУЗе ∕∕ Человек и образование. 2020. № 3(64). С. 102–106.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх