Identification of problems of future economists’ professional development in secondary vocational education institutions

 
PIIS181570410025136-4-1
DOI10.54884/S181570410025136-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Рostgraduate student of the Department of Theory and History of Pedagogy of the Institute of Pedagogy
Affiliation: Herzen State Pedagogical University of Russia
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 1 (74)
Pages95-104
Abstract

At the present stage of development of society, one of the important issues are economic problems that are directly related to the training of specialists in the economic sphere of activity. Economic education forms economic thinking, fosters rational economic behavior and also creates the prerequisites for further professional training, practical activities and creates the basis for professional development. The article discusses the essence of the concept of professional development, as well as the phase of professional development of students in institutions of secondary vocational education. The actual problems of the professional development of future economists studying in institutions of secondary vocational education are revealed through the analysis of the results of a student survey. The requirements of potential employers for vacancies of an economic orientation for candidates with a secondary vocational education and no work experience are described. An analysis of the competencies of the Federal State Educational Standards of secondary vocational education in the direction of preparation "Economics and accounting (by sectors)" is carried out. The article also describes the role of pedagogical support for the professional development of a student at the stage of training in an institution of secondary specialized education. In the study the authors have managed to identify actual problems of the professional development of future economists in institutions of secondary vocational education.

Keywordsprofessional development, professional self-determination, professionally significant qualities, secondary vocational education
Received05.04.2023
Publication date21.04.2023
Number of characters23236
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. В современных условиях непрерывной модификации экономической сферы нашей страны существует потребность в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах среднего звена, которые должны соответствовать требованиям к уровню квалификации и широте профессионального поля экономической деятельности. Для успешного трудоустройства специалистам среднего звена без опыта работы необходимо быть конкурентоспособными на рынке труда и обладать должными компетенциями.
2 Выпускники средних профессиональных образовательных учреждений наиболее подвержены рискам на рынке труда. Молодым специалистам среднего звена предлагают относительно низкую заработную плату, отказывают в работе из-за отсутствия опыта или делают выбор в пользу кандидата, имеющего высшее образование. Работодатели предпочитают принимать на работу талантливых молодых специалистов, которые способны оценить существующие проблемы на производстве и предложить интересные, нетипичные решения этих проблем. Молодые специалисты, по мнению работодателей, должны стремиться к постоянному профессиональному и личностному развитию, а также иметь устойчивый интерес к профессии.
3 Таким образом, встает вопрос, связанный с профессиональным становлением будущих специалистов экономической сферы деятельности, а также с формированием готовности студентов учреждений среднего профессионального образования к этой деятельности.
4 Теоретические аспекты. Сущность понятия «профессиональное становление» достаточно широко освещена в научных работах А.А. Деркач, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, А.К. Марковой, В.Д. Симоненко и др.
5 Общность определений «профессионального становления» в рассмотрении его как динамичного процесса, который ведет к личностным изменениям, а также формированию профессиональных качеств [1].
6 Профессиональное становление личности является постепенным и поступательным процессом самореализации в профессиональной деятельности, предполагающим воспитание и развитие профессиональных качеств через приобретение профессиональных знаний, навыков и компетенций. Основой профессионального развития человека является профессиональное обучение и освоение профессии на практике.
7 Э.Ф. Зеер выделяет стадии профессионального становления специалиста: «оптации, профессиональной подготовки, профессиональной адаптации, первичной и вторичной профессионализации и профессионального мастерства» [2, с. 10].
8 Е.А. Климов выделяет такие стадии профессионального становления специалиста, как развитие в периоды выбора профессии, профессиональной подготовки и непосредственно в период профессиональной деятельности.
9 Рассмотрим стадии, с которыми сталкивается будущий специалист на этапе обучения в среднем профессиональном учреждении и на этапе начала практического освоения профессиональной деятельности.

views: 156

Readers community rating: votes 0

1. Panina S.V. Aktivizatsiya professional'nogo stanovleniya buduschikh spetsialistov v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya Yakutii // Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta im. M.K. Ammosova. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Filosofiya. 2021. № 4 (24). S. 77–83.

2. Zeer Eh.F. Psikhologiya professij: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. 2-e izd., pererab. M.: Akademicheskij Proekt. 2003. S.10.

3. Klimov E.A. Vvedenie v psikhologiyu truda: uchebnik dlya vuzov. M.: Kul'tura i sport. YuNITI, 1998. 350 c.

4. Koryakina M.V. Professional'noe samoopredelenie studentov tekhnikuma kak uslovie formirovaniya kompetentnogo spetsialista [Ehlektronnyj resurs] // Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal «Kontsept». 2017. T. 25. S. 176–178. URL: http://e-koncept.ru/2017/770545.htm (data obrascheniya: 12.09.2022).

5. Balakireva Eh.V. Professional'nyj standart kak orientir razrabotki podkhodov k otsenke kachestva professional'noj podgotovki spetsialistov v vuze // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. 2013. № 158. S. 86–95.

6. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 38.02.01. Ehkonomika i bukhgalterskij uchet (po otraslyam) [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-38-02-01-ekonomika-i-buhgalterskiy-uchet-po-otraslyam-69/ (data obrascheniya: 12.09.2022).

7. Balakireva Eh.V., Maslova L.S. Pedagogicheskie usloviya obnovleniya professional'noj podgotovki buduschikh ehkonomistov v VUZe ∕∕ Chelovek i obrazovanie. 2020. № 3(64). S. 102–106.

Система Orphus

Loading...
Up