Models of learning using pedagogical supports in the context of digitalization

 
PIIS181570410025131-9-1
DOI10.54884/S181570410025131-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate professor at the Department of pedagogy and psychology
Affiliation: St. Petersburg University of Management Technologies and Economics
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 1 (74)
Pages178-188
Abstract

The article makes an attempt to comprehend the current trends in the organization of the educational process at the university in the form of learning models - reproductive, search, heuristic, etc. Changes in the field of education are associated with widespread digitalization and the emergence of distance learning during the pandemic. The possibilities of using pedagogical supports in various learning models are considered, their digital counterparts, as well as advantages and disadvantages are indicated. The changes in the interaction between the teacher and the student are analyzed in detail, taking into account the psychological characteristics of generation Z. The stages of the productive activity of all participants in the educational process in different learning models are shown. Taking into account the modern educational paradigm of teaching in higher education, the relationship between learning model and learning method is described. Options for using pedagogical support for the formation of the main types of speech activity in the framework of teaching a foreign language are proposed. The practical part of the study involved linguists, who, due to their specificity, conduct both lectures and practical classes, therefore, they can use various learning models and pedagogical suppors. The results of the survey led to the conclusion that it is necessary to improve the qualifications of teachers in the framework of the formation of digital competence and expand knowledge about various types of pedagogical supports.

 

 

Keywordslearning model, pedagogical support, learning method, types of speech activity, digitalization
Received05.04.2023
Publication date21.04.2023
Number of characters23830
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Современное образовательное пространство стремительно развивается и меняется, на смену традиционным моделям и методам обучения приходят новые, напрямую связанные не только с психологическими особенностями обучения представителей «цифрового» поколения, но и с полноценным внедрением различных информационно-коммуникационных технологий. Система образования претерпевает серьезные изменения, связанные с ее цифровизацией. В новых условиях меняется роль педагога, требования к его цифровым компетенциям.
2 В результате цифровой трансформации в образовании произошел ряд существенных изменений:
  • появились принципиально новые, сочетающие в себе традиционные формы с информационными технологиями модели и инструменты обучения;
  • возникли новые формы и методы обучения, например, с использованием педагогических опор;
  • расширилось поле информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса, когда к преподавателю и студенту может добавляться интерактивный информационный ресурс.
3 Актуальность исследования обусловлена повсеместной цифровизацией и необходимостью постоянно совершенствовать полученные во время обучения гибкие и твердые навыки (soft and hard skills), а также компетенции, в том числе и с помощью таких инновационных инструментов, как педагогические опоры. В статье показано, что образовательное пространство современного вуза обогащается новыми технологиями и моделями обучения, а также использованием обновленных педагогических инструментов, в частности такими, как педагогические опоры. Методологические аспекты этой проблемы явились предметом нашего исследования.
4 Педагогическая опора – «это адаптированный для образовательных целей универсальный педагогический инструмент организации образовательного процесса в вузе в условиях цифровизации для выделения ведущих понятий, логических рассуждений, систематизации потоков научной и учебной информации и подготовки обучающихся к самооценке и самоконтролю знаний, реализующий образовательно-развивающую функцию по формированию метапредметной компетенции» [1, с. 79]. Педагогические опоры в вузе, «как информационные ориентиры в цифровом обществе, служат для наглядности, генерализации и трансформации знаний, являясь ключом к системному мировосприятию (информационно-культурная функция); позволяют структурировать знания, создавать ассоциации для запоминания и воспроизведения учебного материала, мотивировать образовательную деятельность студентов, способствовать развитию и воспитанию личности (общепедагогическая функция)» [1, c. 80].
5 В российской образовательной практике и федеральном законе «Об образовании» утверждено понимание обучения как целенаправленного процесса организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, компетенциями, приобретению опыта деятельности и применения знаний в повседневной жизни [2]. Речь идет о задачах проектирования обновленных моделей обучения.

views: 163

Readers community rating: votes 0

1. Zorina E.M. Organizatsiya obrazovatel'nogo protsessa v vuze na osnove ispol'zovaniya pedagogicheskikh opor v usloviyakh tsifrovizatsii: dis. kand. ped. nauk: 5.8.7 / Zorina Elena Mikhajlovna. Velikij Novgorod, 2021. 187 s.

2. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii» (s izmeneniyami na 5 dekabrya 2022 g.) [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617 (data obrascheniya: 02.01.2023).

3. Klarin M.V. Innovatsionnye modeli obucheniya: Issledovaniya mirovogo opyta. M.: Luch, 2016. 640 s.

4. Kovaleva T.M. O deyatel'nosti t'yutora v sovremennom obrazovatel'nom uchrezhdenii // Organizatsiya t'yutorskogo soprovozhdeniya v obrazovatel'nom uchrezhdenii: soderzhanie, normirovanie, standartizatsiya deyatel'nosti t'yutora: materialy Vseros. nauch.-metod. seminara «Standarty deyatel'nosti t'yutora: teoriya i praktika», M., 18–19 maya 2009 g. / nauch. red. T. M. Kovaleva. M.: APKiPPRO, 2011. 208 s.

5. Lerner I.Ya. Didakticheskie osnovy metodov obucheniya. M.: Pedagogika, 1981. 186 s.

6. Derkach A.A., Scherbak S.F. Pedagogicheskaya ehvristika: Iskusstvo ovladeniya inostrannym yazykom. M.: Pedagogika, 1991. 224s.

7. Zorina E.M. Magiya metodiki. Prepodavanie s pomosch'yu Tablitsy pedagogicheskikh opor. SPb.: Renome, 2019. 488 s.

8. Mokhova M.N. Aktivnye metody v smeshannom obuchenii v sisteme dopolnitel'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08 / Mokhova, Mariya Nikolaevna. Moskva, 2005. 155 s.

9. Harmer J. (2001) The practice of English language teaching. Longman, 371 p.

10. Koats Dzh. Pokoleniya i stili obucheniya / per. s angl. L.E. Kolbacheva. M.: MAPDO, Novocherkassk: NOK, 2011. 121 s.

Система Orphus

Loading...
Up