Модели обучения с использованием педагогических опор в условиях цифровизации

 
Код статьиS181570410025131-9-1
DOI10.54884/S181570410025131-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент кафедры педагогики и психологии
Аффилиация: Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (74)
Страницы178-188
Аннотация

В статье сделана попытка осмысления современных тенденций организации образовательного процесса в вузе в виде моделей обучения – репродуктивной, поисковой, эвристической и др. Изменения в сфере образования связаны с повсеместной цифровизацией и появлением дистанционного формата обучения в период пандемии. Рассмотрены возможности использования педагогических опор в различных моделях обучения, указаны их цифровые аналоги, а также достоинства и недостатки. Подробно разобраны взаимодействия преподавателя и студента с учетом психологических особенностей поколения Z. Показаны этапы продуктивной деятельности всех участников образовательного процесса в разных моделях обучения. С учетом современной образовательной парадигмы обучения в высшей школе описана связь модели обучения и метода обучения. Предложены варианты использования педагогических опор для формирования основных видов речевой деятельности в рамках обучения иностранному языку. В практической части исследования принимали участие преподаватели-лингвисты, которые в силу специфики ведут как лекционные, так и практические занятия, поэтому могут использовать различные модели обучения и педагогические опоры. Результаты опроса позволили сделать вывод о необходимости повышения квалификации преподавателей в рамках формирования цифровой компетентности и расширения знаний о различных видах педагогических опор.

Ключевые словамодель обучения, педагогическая опора, метод обучения, виды речевой деятельности, цифровизация
Получено05.04.2023
Дата публикации21.04.2023
Кол-во символов23830
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Современное образовательное пространство стремительно развивается и меняется, на смену традиционным моделям и методам обучения приходят новые, напрямую связанные не только с психологическими особенностями обучения представителей «цифрового» поколения, но и с полноценным внедрением различных информационно-коммуникационных технологий. Система образования претерпевает серьезные изменения, связанные с ее цифровизацией. В новых условиях меняется роль педагога, требования к его цифровым компетенциям.
2 В результате цифровой трансформации в образовании произошел ряд существенных изменений:
  • появились принципиально новые, сочетающие в себе традиционные формы с информационными технологиями модели и инструменты обучения;
  • возникли новые формы и методы обучения, например, с использованием педагогических опор;
  • расширилось поле информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса, когда к преподавателю и студенту может добавляться интерактивный информационный ресурс.
3 Актуальность исследования обусловлена повсеместной цифровизацией и необходимостью постоянно совершенствовать полученные во время обучения гибкие и твердые навыки (soft and hard skills), а также компетенции, в том числе и с помощью таких инновационных инструментов, как педагогические опоры. В статье показано, что образовательное пространство современного вуза обогащается новыми технологиями и моделями обучения, а также использованием обновленных педагогических инструментов, в частности такими, как педагогические опоры. Методологические аспекты этой проблемы явились предметом нашего исследования.
4 Педагогическая опора – «это адаптированный для образовательных целей универсальный педагогический инструмент организации образовательного процесса в вузе в условиях цифровизации для выделения ведущих понятий, логических рассуждений, систематизации потоков научной и учебной информации и подготовки обучающихся к самооценке и самоконтролю знаний, реализующий образовательно-развивающую функцию по формированию метапредметной компетенции» [1, с. 79]. Педагогические опоры в вузе, «как информационные ориентиры в цифровом обществе, служат для наглядности, генерализации и трансформации знаний, являясь ключом к системному мировосприятию (информационно-культурная функция); позволяют структурировать знания, создавать ассоциации для запоминания и воспроизведения учебного материала, мотивировать образовательную деятельность студентов, способствовать развитию и воспитанию личности (общепедагогическая функция)» [1, c. 80].
5 В российской образовательной практике и федеральном законе «Об образовании» утверждено понимание обучения как целенаправленного процесса организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, компетенциями, приобретению опыта деятельности и применения знаний в повседневной жизни [2]. Речь идет о задачах проектирования обновленных моделей обучения.

всего просмотров: 164

Оценка читателей: голосов 0

1. Зорина Е.М. Организация образовательного процесса в вузе на основе использования педагогических опор в условиях цифровизации: дис. канд. пед. наук: 5.8.7 / Зорина Елена Михайловна. Великий Новгород, 2021. 187 с.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 5 декабря 2022 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 02.01.2023).

3. Кларин М.В. Инновационные модели обучения: Исследования мирового опыта. М.: Луч, 2016. 640 с.

4. Ковалева Т.М. О деятельности тьютора в современном образовательном учреждении // Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование, стандартизация деятельности тьютора: материалы Всерос. науч.-метод. семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика», М., 18–19 мая 2009 г. / науч. ред. Т. М. Ковалева. М.: АПКиППРО, 2011. 208 с.

5. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.

6. Деркач А.А., Щербак С.Ф. Педагогическая эвристика: Искусство овладения иностранным языком. М.: Педагогика, 1991. 224с.

7. Зорина Е.М. Магия методики. Преподавание с помощью Таблицы педагогических опор. СПб.: Реноме, 2019. 488 с.

8. Мохова М.Н. Активные методы в смешанном обучении в системе дополнительного педагогического образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Мохова, Мария Николаевна. Москва, 2005. 155 с.

9. Harmer J. (2001) The practice of English language teaching. Longman, 371 p.

10. Коатс Дж. Поколения и стили обучения / пер. с англ. Л.Е. Колбачева. М.: МАПДО, Новочеркасск: НОК, 2011. 121 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх