Полный управленческий цикл как инструмент принятия решений в общеобразовательной организации

 
Код статьиS181570410025103-8-1
DOI10.54884/S181570410025103-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент кафедры педагогики и психологии
Аффилиация: Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: ректор
Аффилиация: Саратовский областной институт развития образования
Адрес: Российская Федерация, Саратов
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (74)
Страницы60-68
Аннотация

В статье рассматривается управленческий цикл как инструмент принятия решений в общеобразовательной организации. Авторами подчеркивается важность учета всех треков развития управления качеством образования. Обосновывается важность принятия управленческих решений для достижения результатов на всех уровнях: от образовательной организации до органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования. В статье описаны виды принятия решений и стадии взаимодействия руководителя с сотрудниками образовательной организации в принятии решений. Приводятся результаты опроса руководителей образовательных организаций, подтверждающие, что деятельность руководителя заключается в регулярном выполнении управленческих функций. Выбор модели принятия решения в рамках реализации полного управленческого цикла зависит от контекста проблемы и специфики ситуации в образовательной организации.

Ключевые словаполный управленческий цикл, принятие решений, эффективный руководитель, взаимодействие, общеобразовательная организация
Получено04.04.2023
Дата публикации21.04.2023
Кол-во символов16979
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. В образовательной системе Российской Федерации управленческий цикл определен в мониторинге эффективности механизмов управления качеством образования в субъектах РФ, а также в методологии мотивирующего мониторинга для разных уровней регулирования образования [1; 2; 3].
2 Эффективность управления качеством образования в региональной и муниципальной системах образования определяется целостностью деятельности в рамках управленческого цикла [4].
3 Управленческий цикл – система поэтапно выполняемых действий, закрепленных в соответствующих документах, направленная на выявление дефицитов при помощи конкретных инструментов, а также на их устранение при помощи конкретных мер, разработанных на основе этих дефицитов.
4 По каждой из систем управления оценивается сформированность цикла управления на основе данных, включающих следующие компоненты: цели и задачи; показатели; мониторинг показателей; анализ результатов мониторинга; адресные рекомендации по результатам анализа; мероприятия, меры, управленческие решения; анализ эффективности принятых мер.
5 В 2022 году на федеральном уровне были определены треки (траектории) развития систем управления качеством образования.
6 Трек – это полный цикл управленческой деятельности, последовательное продвижение по всем компонентам управленческого цикла по сформулированной позиции оценивания. В качестве таких треков в 2022 году были названы следующие направления: как объективно оценивать качество подготовки обучающихся; насколько сбалансирована система оценки качества подготовки обучающихся; какими сегодня представляются ключевые характеристики качества подготовки обучающихся и как их оценивать; адресная поддержка школ с низкими образовательными результатами; роль научно-методического сопровождения школ, функционирующих в зоне риска снижения образовательных результатов; как управленческой команде школы организовать профилактику учебной неуспешности в образовательных организациях и какова в этом роль региональных органов исполнительной власти в образовании; каковы эффективные управленческие механизмы по организации работы с талантливыми детьми и молодежью; создание условий для совершения осознанного выбора дальнейшей траектории обучения выпускниками уровня основного общего образования; повышение эффективности профилизации на уровне среднего общего образования; совершенствование структуры среднего профессионального образования. Особо выделено повышение качества управленческой деятельности руководителей образовательных организаций, так как только эффективный руководитель может организовать повышение профессионального мастерства педагогических работников, работать по устранению дефицита педагогических кадров и формировать ценностные ориентации системы в образовательной организации.

всего просмотров: 166

Оценка читателей: голосов 0

1. Письмо Рособрнадзора № 08-99 от 25.05.2021 «О проведении мониторинга эффективности механизмов управления качеством образования в субъектах РФ» [Электронный ресурс]. URL: https://resurs-yar.ru/ (дата обращения: 06.01.2023).

2. Методология мотивирующего мониторинга деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования (Распоряжение Министерства просвещения РФ от 01.09.2021 № Р-210) [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-minprosveshchenija-rossii-ot-01092021-n-r-210-ob-utverzhdenii/ (дата обращения: 06.01.2023).

3. Методология мотивирующего мониторинга деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (Распоряжение Министерства просвещения РФ от 06.12.2022 № Р-293) [Электронный ресурс]. URL: https://rulaws.ru/acts/Rasporyazhenie-Minprosvescheniya-Rossii-ot-06.12.2022-N-R-293/ (дата обращения: 06.01.2023).

4. Паспорт национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/info/35566 (дата обращения: 06.01.2023).

5. Аrgyris С. Management information systems: the chаllenge tо rаtiоnаlity аnd emotionality // Management sсienсe. 1971. № 6. Pp. 18-27.

6. Fischer M., Imgrund F., Janiesch C., & Winkelmann A. (2020). Strategy archetypes for digital transformation: Defining meta objectives using business process management. Information & management. 2020. V. 57. Pp. 1-13.

7. Лазарева М.В., Губанова Е.В. Подходы к принятию и реализации управленческих решений в образовательной организации // Человек и образование. 2022. №1(70). C. 170–176.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх