Бинарные занятия: содержательное наполнение и развивающие эффекты

 
Код статьиS181570410023830-8-1
DOI10.54884/S181570410023830-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент департамента менеджмента и инноваций
Аффилиация: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 4 (73)
Страницы117-124
Аннотация

Преимущества бинарных занятий в отечественной и зарубежной педагогике обсуждаются уже достаточно долгое время. Однако в большинстве случаев описываются различные бинарные занятия (уроки) в школе. В основе проведенного исследования лежит практический опыт применения бинарных занятий в образовательной организации высшего образования (на примере таких дисциплин, как «менеджмент» и «логика»). В статье представлена разработка конкретного задания с учетом взаимосвязи таких научных областей, как логика и менеджмент, а также предпринята попытка рассмотреть дальнейшие возможности активного использования различных межпредметных связей (межпредметной интеграции) для организации и проведения разных бинарных/интегрированных занятий с целью стимулирования и развития познавательного интереса, повышения внимания к изучаемому материалу у студентов, к дальнейшему изучению разнообразных учебных курсов и др. Также обосновывается значение бинарных занятий для интеллектуального развития обучающихся и развития таких практических умений, как применить, перенести в новые области и дополнить/расширить имеющиеся знания.

Ключевые словабинарные занятия, интегрированные занятия, учебные дисциплины, межпредметные связи
Получено26.12.2022
Дата публикации25.01.2023
Кол-во символов14846
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. В настоящее время очень много доступной разнообразной информации находится в распоряжении современных учащихся, что наряду с определенными преимуществами создает и некоторые трудности в образовательном процессе. Современного ученика (школьника, студента) становится все труднее чем-то заинтересовать, труднее удерживать его внимание на занятии. В устных беседах учащиеся признаются, что они получают удовольствие от учебного процесса в ситуациях, когда необходимо выполнить задания, где необходимо думать, проявлять творчество, и предпочитают работать в команде в противовес заданиям, которые уже находятся в открытом доступе. По сути, их интересуют не просто разработанные преподавателем задания, но и отчасти сложные для выполнения учебные (зачастую командные) проекты, нацеленные на развитие необходимых навыков и компетенций. Здесь вспоминается понятие «зона ближайшего развития», введенное отечественным педагогом и психологом Львом Семеновичем Выготским [1].
2 Однако для педагогов (учителей, преподавателей) это создает определенные трудности: необходимо больше времени и творческого потенциала для разработки таких заданий.
3 В качестве одной из форм нестандартного обучения, которая позволяет удерживать внимание учащихся на высоком уровне, признаются бинарные занятия.
4 Материалы исследования. Обратимся к разнообразным педагогическим словарям и учебникам [3–6], раскрывающим понятие «бинарное занятие/урок»:
  • «бинарный урок – разновидность интегративного урока, объединяющего содержание двух учебных дисциплин» [2, с. 14];
  • «бинарный урок – особый тип урока, на котором изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов (курсов, дисциплин и т.д.)» [3].
5 Более подробно бинарный урок описывается в словаре А.М. Новикова: «Бинарный урок – (совмещенный, интегрированный урок) – особый тип урочной формы проведения педагогического процесса. На бинарном уроке изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких учебных предметов, например: математики и информатики; физики и химии; спецтехнологии и производственного обучения и др. При этом достигается единство, согласованность и преемственность в формировании понятий, исключается дублирование материала. Бинарный урок обычно проводят два педагога: два учителя или преподаватель и мастер производственного обучения и т.д. Сообща они решают общую задачу» [4, с. 19].
6 Т.В. Конценебина и Ж.А. Панкратова предлагают следующие определения: «Интегрированный урок – это особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. Бинарный урок – нестандартная форма обучения по реализации межпредметных связей… является разновидностью интегрированного, его ведут два преподавателя» [7].

всего просмотров: 231

Оценка читателей: голосов 0

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4. Детская психология / под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 432 с.

2. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / Авторы-составители М.Ю. Олешков и В.М. Уваров. М.: Компания Спутник+, 2006. 191 с.

3. Терминологический словарь по педагогике // Российская национальная библиотека [Электронный ресурс]. URL: https://nlr.ru/cat/edict/PDict/ (дата обращения: 21.10.2022).

4. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. 268 с.

5. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2003. 519 с.

6. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 528 с.

7. Материалы сайта «ФГОС ОНЛАЙН». URL: https://fgosonline.ru/vyisshee/binarnye-i-integrirovannye-uroki/ (дата обращения: 20.10.2022).

8. Двороковская Т.В., Новикова Н.В. Интегрированный бинарный урок как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников // Электронная газета «Интерактивное образование». URL: http://www.io.nios.ru/articles2/51/3/integrirovannyy-binarnyy-urok-kak-sposob-formirovaniya-universalnyh-uchebnyh-deystviy (дата обращения: 20.10.2022).

9. Тимошкина Н.А. Педагогическое мастерство как основа профессиональной деятельности современного педагога // Труды института бизнес-коммуникаций: сборник научных статей / под общ. ред. М.Э. Вильчинской-Бутенко. СПб., 2021. С. 65–68.

10. Тимошкина Н.А., Демина Т.М. Самовоспитание и самообразование как пути развития педагогического мастерства современного учителя // Вопросы педагогики. 2022. № 1–2. С. 325–328.

11. Невежина Т.В. Бинарные уроки как способ успешного освоения предметной среды библиотеки // Библиотечное дело – XXI век: науч.-практ. сб.: прил. к журн. «Библиотековедение». М., 2008. № 1(15). С. 232–234.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх