Тип патриотического поведения педагогов как показатель их готовности к воспитательной деятельности

 
Код статьиS181570410023810-6-1
DOI10.54884/S181570410023810-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: методист
Аффилиация: Санкт-Петербургский кадетский военный корпус имени князя Александра Невского
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 4 (73)
Страницы91-97
Аннотация

В статье показано, что качество формирования в образовательной организации патриотических чувств и настроений подростков зависит от ценностей и мотивов педагогов. Напрямую затрагивая интересы и задачи кадетского военного корпуса, педагогическая деятельность по патриотическому воспитанию кадет может подлежать оценке. Проявление патриотизма в деятельности педагога является лишь его внешней наблюдаемой стороной, понимание его внутреннего содержания возможно только при глубоком изучении. Современные исследования проблемы патриотизма выделили и охарактеризовали идеологический, проблемный и конформный типы патриотического поведения. Проведенное кадетским военным корпусом диагностическое исследование позволило определить типы патриотического поведения в педагогическом коллективе. Также была проанализирована взаимосвязь полученных результатов с социально-биографическими характеристиками опрашиваемых. Каждый тип патриотического поведения имеет характерные черты, сильные и слабые стороны. Их учет позволил методически грамотно и наиболее эффективно организовать сопровождение деятельности педагогов по патриотическому воспитанию кадет. 

Ключевые словапатриотическое поведение, патриотическое воспитание, педагог, готовность педагогов, кадетский военный корпус
Получено26.12.2022
Дата публикации25.01.2023
Кол-во символов10470
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации.
2 Проблема воспитания патриотизма в России всегда имела особое значение, переживая периоды зарождения, расцвета, угасания и возрождения в начале XX века. Особое внимание процесс воспитания патриотизма принимает в послевоенное время советского периода. Большое количество советских педагогов и видных научных деятелей разрабатывали теоретические основы военно-патриотического воспитания, которые активно внедрялись в учебную и воспитательную работу школы. В последующем, в конце ХХ века, в связи с изменением общественно-политического, экономического и социального строя в стране проблема воспитания патриотизма у школьников утратила былую актуальность [1].
3 В настоящее время при формировании патриотических чувств и настроений у подростков большую роль играет патриотическое поведение педагогов и уровень их готовности к выполнению этой задачи.
4 Готовность педагога к деятельности по патриотическому воспитанию представляет собой тесную взаимосвязь установок, мотивов и ценностей, характерных для гражданина и патриота с профессионально важными чертами характера, педагогическими способностями, совокупностью знаний, навыков и умений патриотической направленности, опытом их практического применения [2].
5 Качество воспитания патриотизма напрямую зависит от приоритетных ценностей и мотивов педагогов, их умения создавать условия для становления гражданской компетентности и соответствующих ценностей у своих воспитанников, поэтому важной задачей образовательных организаций является выстраивание системы критериального оценивания и формирования готовности педагогического коллектива к данному направлению деятельности [3]. Четкие критерии и показатели позволяют изучить, проанализировать и оценить реальное состояние готовности педагогов к деятельности по патриотическому воспитанию, а также разработать методические основы ее формирования и корректировки.
6 Основными критериями, характеризующими уровень гражданственности и патриотизма педагога, по мнению В.И. Лутовинова, являются его патриотическое сознание и патриотическая активность. Первый критерий связан с различными компонентами разума и духовного мира педагога, основан на его субъективном подходе к патриотическим знаниям, чувствам, взглядам, убеждениям, ценностям, мотивации, ориентации, идеалам. Второй критерий главным образом зависит от объективных факторов и выражается в непосредственном проявлении патриотических качеств педагога в конкретных действиях, т.е. в его патриотическом поведении [4].

всего просмотров: 269

Оценка читателей: голосов 0

1. Домбровская М.Г. Педагогическое сопровождение подготовки педагогов к патриотическому воспитанию подростков: дис. … канд. пед. наук: 5.8.7. / Мария Геннадьевна Домбровская. Челябинск, 2022. 194 с.

2. Моделирование и параметризация анкеты «Гражданственность и патриотизм» для оценки общекультурных компетенций / И.Н. Елисеев, И.И. Елисеев, И.А. Занина, А.Г. Илиев // Инженерный вестник Дона. 2015. № 3. URL: http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2015/3233 (дата обращения: 20.10.2022).

3. Горшкова Н.В. Патриотическое воспитание как систематическая и целенаправленная деятельность школы по формированию у обучающихся гражданского сознания // ИД «Первое сентября» «Открытый урок»: [сайт], 2020. URL: https://urok.1sept.ru/articles/678833 (дата обращения: 12.10.2022).

4. Лутовинов В.И. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию. М.: Армпресс, 2006. 69 c.

5. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г.В. Осипова. М.: Издательский Дом «Инфра-М», 1998. 664 с.

6. Гордякова О.В., Лебедев А.Н. Чувство патриотизма и типы патриотического поведения молодых граждан России // Психологические и психоаналитические исследования: Ежегодник 2017. М.: Московский институт психоанализа, 2017. С. 307–327.

7. Лебедев А.Н., Гордякова О.В. Чувство патриотизма и типы патриотического поведения в поляризованном обществе // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2017. № 1(45). С. 92–97.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх