The Type of Patriotic Behavior of Teachers as an Indicator of their Readiness for Patriotic Education Activities

 
PIIS181570410023810-6-1
DOI10.54884/S181570410023810-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Мethodologist
Affiliation: St. Petersburg Cadet Military Corps named after Prince Alexander Nevsky
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 4 (73)
Pages91-97
Abstract

Today the topic of the formation of patriotism among the younger generation is one of the most acute. It is considered as a priority task of the State. The quality of the formation of patriotic feelings and moods of teenagers in an educational organization depends on the values and motives of teachers. Directly affecting the interests and tasks of the cadet military corps, pedagogical activities for patriotic education of cadets may be subject to evaluation. The manifestation of patriotism in the activity of a teacher is only its external observable side, the understanding of the inner content of which is possible only with deep study. Modern studies of the problem of patriotism have identified and characterized ideological, problematic and conformal types of patriotic behavior. The diagnostic study conducted by the cadet military corps made it possible to determine the types of patriotic behavior in the teaching staff. The relationship of the results obtained with the socio-biographical characteristics of the respondents has also been analyzed. Each type of patriotic behavior has characteristic features, strengths and weaknesses. Their accounting made it possible to methodically competently and most effectively organize support for the activities of teachers on patriotic education of cadets.

Keywordspatriotic behavior, patriotic education, teacher, teacher readiness, cadet military corps
Received26.12.2022
Publication date25.01.2023
Number of characters10470
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации.
2 Проблема воспитания патриотизма в России всегда имела особое значение, переживая периоды зарождения, расцвета, угасания и возрождения в начале XX века. Особое внимание процесс воспитания патриотизма принимает в послевоенное время советского периода. Большое количество советских педагогов и видных научных деятелей разрабатывали теоретические основы военно-патриотического воспитания, которые активно внедрялись в учебную и воспитательную работу школы. В последующем, в конце ХХ века, в связи с изменением общественно-политического, экономического и социального строя в стране проблема воспитания патриотизма у школьников утратила былую актуальность [1].
3 В настоящее время при формировании патриотических чувств и настроений у подростков большую роль играет патриотическое поведение педагогов и уровень их готовности к выполнению этой задачи.
4 Готовность педагога к деятельности по патриотическому воспитанию представляет собой тесную взаимосвязь установок, мотивов и ценностей, характерных для гражданина и патриота с профессионально важными чертами характера, педагогическими способностями, совокупностью знаний, навыков и умений патриотической направленности, опытом их практического применения [2].
5 Качество воспитания патриотизма напрямую зависит от приоритетных ценностей и мотивов педагогов, их умения создавать условия для становления гражданской компетентности и соответствующих ценностей у своих воспитанников, поэтому важной задачей образовательных организаций является выстраивание системы критериального оценивания и формирования готовности педагогического коллектива к данному направлению деятельности [3]. Четкие критерии и показатели позволяют изучить, проанализировать и оценить реальное состояние готовности педагогов к деятельности по патриотическому воспитанию, а также разработать методические основы ее формирования и корректировки.
6 Основными критериями, характеризующими уровень гражданственности и патриотизма педагога, по мнению В.И. Лутовинова, являются его патриотическое сознание и патриотическая активность. Первый критерий связан с различными компонентами разума и духовного мира педагога, основан на его субъективном подходе к патриотическим знаниям, чувствам, взглядам, убеждениям, ценностям, мотивации, ориентации, идеалам. Второй критерий главным образом зависит от объективных факторов и выражается в непосредственном проявлении патриотических качеств педагога в конкретных действиях, т.е. в его патриотическом поведении [4].

views: 265

Readers community rating: votes 0

1. Dombrovskaya M.G. Pedagogicheskoe soprovozhdenie podgotovki pedagogov k patrioticheskomu vospitaniyu podrostkov: dis. … kand. ped. nauk: 5.8.7. / Mariya Gennad'evna Dombrovskaya. Chelyabinsk, 2022. 194 s.

2. Modelirovanie i parametrizatsiya ankety «Grazhdanstvennost' i patriotizm» dlya otsenki obschekul'turnykh kompetentsij / I.N. Eliseev, I.I. Eliseev, I.A. Zanina, A.G. Iliev // Inzhenernyj vestnik Dona. 2015. № 3. URL: http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2015/3233 (data obrascheniya: 20.10.2022).

3. Gorshkova N.V. Patrioticheskoe vospitanie kak sistematicheskaya i tselenapravlennaya deyatel'nost' shkoly po formirovaniyu u obuchayuschikhsya grazhdanskogo soznaniya // ID «Pervoe sentyabrya» «Otkrytyj urok»: [sajt], 2020. URL: https://urok.1sept.ru/articles/678833 (data obrascheniya: 12.10.2022).

4. Lutovinov V.I. Kriterii i osnovy metodiki otsenki rezul'tatov raboty po patrioticheskomu vospitaniyu. M.: Armpress, 2006. 69 c.

5. Rossijskaya sotsiologicheskaya ehntsiklopediya / pod obsch. red. G.V. Osipova. M.: Izdatel'skij Dom «Infra-M», 1998. 664 s.

6. Gordyakova O.V., Lebedev A.N. Chuvstvo patriotizma i tipy patrioticheskogo povedeniya molodykh grazhdan Rossii // Psikhologicheskie i psikhoanaliticheskie issledovaniya: Ezhegodnik 2017. M.: Moskovskij institut psikhoanaliza, 2017. S. 307–327.

7. Lebedev A.N., Gordyakova O.V. Chuvstvo patriotizma i tipy patrioticheskogo povedeniya v polyarizovannom obschestve // Novoe v psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniyakh. 2017. № 1(45). S. 92–97.

Система Orphus

Loading...
Up