Competence-Based Educational Paradigm in the Context of the Features of Its Practical Implementation in the Formation of Universal Competencies

 
PIIS181570410023766-7-1
DOI10.54884/S181570410023766-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor of the Department
Affiliation: Bryansk State Technical University
Address: Russian Federation, Bryansk
Journal nameMan and Education
EditionIssue 4 (73)
Pages41-52
Abstract

The article discusses the main approaches to understanding the competence-based educational paradigm and some of the features and contradictions associated with the practical implementation of the competence-based approach. An example of evaluating residual knowledge and skills in the process of forming such a universal competence as the ability to carry out social interaction and realize their role in a team in three areas of bachelor's training is given. The difficulties and contradictions associated with the management of professional and personal development of students at all levels of practical implementation of the competence approach are analyzed. The necessity of further research related to the development of valid and reliable methodological tools for assessing multi-level professional and personal substructures of orientation, social experience and cognitive abilities of students in the process of mastering various areas and profiles of training in higher school is substantiated.

Keywordsкомпетентность, универсальные компетенции, профессиональные компетенции, трудовые функции, командная работа, лидерство, фонд оценочных средств
Received20.12.2022
Publication date25.01.2023
Number of characters23425
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях приводится достаточно широкий по своему составу спектр вариативных и инвариантных универсальных компетенций, которые должны быть сформированы высшей школой у современного образованного человека (Ю.В. Бабанова, Г.Ф. Голубева, В.В. Спасенников [1], Ю.Б. Надточий [2], А.Н. Печников, Ю.С. Остроумова [3], N.E. Shafazhinskaya, V.M. Shcherbinina, E.Y. Ivanova [et al.] [4]).
2 Анализ отечественной философской, технической и психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что на сегодняшний день не устранены противоречия между:
  • во-первых, необходимостью перехода высшего образования на парадигму компетентностного подхода и отсутствием научно обоснованных принципов и методов, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода в процессе обучения;
  • во-вторых, административными требованиями внедрения в образовательный процесс высшей школы компетентностного подхода и отсутствием обоснованных критериев оценки сформированности компетенций и валидных индикаторов, позволяющих определять качество подготовленности выпускников [1; 3; 5; 6].
3 Опыт отечественного образования свидетельствует о несостоятельности утверждения В.И. Байденко о том, что компетентностный подход может стать своего рода усилением диалога высшей школы с миром труда и средством углубления их сотрудничества в новых условиях взаимного доверия [7].
4 Следует согласиться с мнением Н.В. Барановой о сложностях в практической реализации компетентностной образовательной парадигмы на основе анализа стандарта «Педагог профессионального образования», который позволил констатировать: «…вплоть до настоящего времени в системе высшего образования даже минимальный необходимый пакет примерных образовательных программ (ПрООП) не создан, и разработку ООП вузам приходится вести фактически с ‟нуля”, опираясь непосредственно на ФГОС и соответствующие профессиональные стандарты» [8, c. 181].
5
  1. Компетентностная образовательная парадигма и ее методологическое обеспечение в теоретических исследованиях.
6 Как известно, термины «компетентность» и «компетенции» в научный оборот ввел в 1959 году Р. Уайт, с тех пор оба этих научных понятия так и не получили однозначной трактовки [9; 10; 11; 12].
7 Компетентность чаще рассматривается как интегральное понятие, которое включает самые разнообразные по своему составу и структуре компетенции.
8 В большинстве исследований как педагогов, так и психологов термин «компетентность» трактуется по-разному: в одних случаях как синоним профессионализма и профессионально важных качеств, в других – как составная часть профессионализма, включающая совокупность знаний, умений и навыков обучающихся (таблица 1).
9 Таблица 1
10 Трактовка термина «компетентность» в работах ведущих российских педагогов и психологов

views: 246

Readers community rating: votes 0

1. Babanova Yu.V., Golubeva G.F., Spasennikov V.V. Formirovanie sotsial'no-psikhologicheskoj kompetentnosti na osnove razrabotki testovykh programm v protsesse perekhoda na dvukhurovnevuyu sistemu podgotovki kadrov // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsial'naya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika. 2010. T. 16. № 3. S. 46–54.

2. Nadtochij Yu.B. Obespechenie kachestva obrazovatel'nogo protsessa v obrazovatel'nykh organizatsiyakh vysshego obrazovaniya. M.: Dashkov i K, 2021. 157 s.

3. Pechnikov A.N., Ostroumova Yu.S. Lokal'naya sistema obucheniya kak ob'ekt pedagogicheskogo proektirovaniya // Chelovek i obrazovanie. 2021. № 2(67). S. 7–15.

4. Learning about world art culture as a method of forming a universal cross-cultural communication competence / N. E. Shafazhinskaya, V. M. Shcherbinina, E. Y. Ivanova [et al.] // Humanities and Social Sciences Reviews. 2019. Vol. 7. No 6. Pp. 1225-1229.

5. Spasennikov V.V., Bogomolov S.A. Problema otsenki kompetentsij buduschikh dizajnerov v protsesse osvoeniya programmy professional'nogo obrazovaniya // Ehrgodizajn. 2018. № 2(2). S. 33-40.

6. Erokhin D.V., Spasennikov V.V. Formirovanie obschekul'turnykh i professional'nykh kompetentsij v protsesse podgotovki magistrantov po profilyu «innovatsionnyj menedzhment» // Menedzhment v Rossii i za rubezhom. 2014. № 6. S. 61–70.

7. Bajdenko V.I. Bolonskij protsess: problemy, opyt, resheniya. M.: Issledovatel'skij tsentr problem kachestva podgot. spetsialistov, 2006. 94 s.

8. Baranova N.V. Upravlenie obrazovatel'noj programmoj vysshego obrazovaniya kak osobyj vid professional'noj deyatel'nosti (analiz professional'nogo standarta «Pedagog professional'nogo obrazovaniya») // Pedagogicheskij zhurnal. 2016. №4. S. 175–186.

9. Koryagina I.I., Kuklina L.V. Klyuchevye kompetentsii kak pokazatel' lichnostno-professional'nogo stanovleniya vypusknikov vuzov // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya. 2019. № 4(49). S. 198–206.

10. Petrenko A.A. Razvitie kompetentnosti pedagoga v usloviyakh dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya // Chelovek i obrazovanie. 2021. №4(69). S. 212–220.

11. Troyanskaya S.L. Osnovy kompetentnostnogo podkhoda v vysshem obrazovanii. Izhevsk: Udmurtskij gosudarstvennyj universitet, 2016. 176 s.

12. Popov L.M., Puchkova I.M., Ustin P.N. Formation of psychological readiness for professional activity: Competence approach // International Electronic Journal of Mathematics Education. 2016. Vol. 11. No 4. Pp. 819-827.

13. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentsii – novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya // Vysshee obrazovanie segodnya. 2003. № 5. S. 7-13.

14. Zeer Eh.F. Professional'no-obrazovatel'noe prostranstvo lichnosti: sinergeticheskij podkhod // Obrazovanie i nauka. Izvestiya UrO RAO. 2003. № 5(23). S. 79–90.

15. Khutorskoj A.V. Metodologicheskie osnovaniya primeneniya kompetentnostnogo podkhod k proektirovaniyu obrazovaniya // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2017. № 12. S. 85–91.

16. Tolochek V.A. Fenomen «kompetentsii»: otkrytye voprosy // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psikhologiya. 2020. № 4. S. 84–109.

17. Bazarov T.Yu., Erofeev A.K., Shmelev A.G. Kollektivnoe opredelenie ponyatiya «kompetentsii»: popytka izvlecheniya smyslovykh tendentsij iz razmytogo ehkspertnogo znaniya // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psikhologiya. 2014. №1. S. 87–102.

18. Spasennikov V.V. Ehkonomiko-psikhologicheskie problemy konsul'tativnoj psikhologii pri perekhode na mnogostupenchatuyu sistemu obrazovaniya // Chelovecheskij faktor: problemy psikhologii i ehrgonomiki. 2009. № 3(49). S. 85–91.

19. Sukharev O.S., Spasennikov V.V. Transformatsiya vysshego obrazovaniya: preodolenie konflikta kompetentsij i fundamental'nosti // Ehrgodizajn. 2020. № 3(9). S. 107–119.

20. Yakovleva I.V., Kosenko T.S. Kompetentnostnyj i znanievyj podkhody: filosofsko-obrazovatel'nye problemy ponimaniya i primeneniya // Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. 2020. T. 10, № 1. S. 3474–3480.

Система Orphus

Loading...
Up