Module of Inclusive Education as the Key Component of Training Content for School Leaders

 
PIIS181570410023132-0-1
DOI10.54884/S181570410023132-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Leading Researcher
Affiliation: Branch of Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education» in St. Petersburg
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Leading Researcher
Affiliation: Branch of Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education» in St. Petersburg
Address: Russian Federation, Санкт-Петербург
Journal nameMan and Education
EditionIssue 3 (72)
Pages164-171
Abstract

The article is devoted to modern challenges of inclusive education and readiness to solve them by the leaders of educational organizations. The relevance of the theory and practice of inclusive education is considered in the context of its connection with the modern understanding of the education and the importance of inclusion as a key component of the role of education in society. The factors necessary for the implementation of inclusion by school leaders in the educational institution are substantiated. The issue of reflection of the requirements for inclusive education in the structure and content of the continuous development of leaders in the field of education is investigated. The conclusion is made about the need for significant changes in the programs of in-service training of pedagogical staff, aimed at fundamentally changing the quality of the educational environment, in which differences between students are perceived as the potential for their development, and inclusion is a means of promoting academic, practical, social and emotional learning for all students.

Keywordsinclusive education; quality of education; humanization of education; school leaders’ professional development
Received18.11.2022
Publication date08.12.2022
Number of characters14200
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Глубокое внимание к инклюзивному образованию стало проявляться системами образования разных стран всего несколько десятилетий назад. Если еще в 1960-е годы доминирующей была идея изолирования детей с ограниченными возможностями от сверстников и передачи основной ответственности за их образование работникам здравоохранения, то с начала 1970-х годов в ряде стран подход к образованию детей с особыми потребностями, изначально основывавшийся на сугубо медицинских соображениях, начал меняться. Гражданское общество, а вместе с ним и системы образования стали прилагать усилия по признанию права детей-инвалидов на образование в качестве одного из неотъемлемых человеческих прав. С тех пор теория и практика инклюзивного образования интенсивно эволюционируют.
2 В настоящее время ЮНЕСКО закономерно относит инклюзивное образование к существенным факторам укрепления системы образования, направленной на охват всех учащихся, и отмечает, что «инклюзивность и качество образования – две стороны одной медали» [1]. В определении стратегии инклюзии ключевым является подход, неразрывно связывающий его с качеством образования. Если качество образования является в определенном смысле синонимом элитарности и соответственно достоянием немногих, то неизбежна эксклюзия, исключение многих учащихся из образовательных процессов. Другое понимание качества образования в широком смысле связано со способностью обеспечить достойными возможностями в образовании как можно большее количество учащихся. Тогда оно становится инструментом включения [2].
3 Инклюзия может быть рассмотрена как важнейший компонент роли, которую образование играет в обществе, если оно не только предлагает учащимся знания, но и делает исключение и маргинализацию неприемлемыми как для них самих, так и для общества, в котором они живут. При этом различия между учениками рассматриваются как потенциал для движения вперед, а инклюзия представляется средством содействия академическому, практическому, социальному и эмоциональному обучению всех учащихся [3]. Отражение этих вызовов инклюзивного образования в профессиональной подготовке руководителей школ является одной из наиболее актуальных задач в настоящее время.
4 Методы исследования. Методами исследования являются теоретический анализ и обобщение отечественной и зарубежной научной литературы по теме инклюзивного образования и профессионального развития педагогических кадров в этой области, контент-анализ соответствующей нормативно-правовой базы, а также сайтов социальных организаций и учреждений. Работа также опирается на эмпирические методы исследования – интервью с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Отдельно отметим, что интервью включило две части – структурированную, содержащую набор готовых вопросов, и полуструктурированную, позволившую родителям и интервьюеру выдвигать новые идеи в ходе его проведения.

views: 219

Readers community rating: votes 0

1. OON. Vzaimodejstvie s akademicheskimi krugami. Obrazovanie dlya vsekh [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.un.org/ru/120921/ (data obrascheniya: 03.07.2022).

2. European Agency for Special Needs and Inclusive Education [Ehlektronnyj resurs] // Key Actions for Raising Achievement Guidance for Teachers and Leaders, 2018 [Sajt]. URL: https://www.european-agency.org/sites/default/files/Key%20Actions%20for%20Raising%20Achievement.pdf (data obrascheniya: 21.08.2022).

3. European Agency for Development in Special Needs Education, 2012. Teacher Education for Inclusion: Profile of Inclusive Teachers. European Agency for Development in Special Needs Education. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.european-agency.org/sites/default/files/Profile-of-Inclusive-Teachers.pdf/ (data obrascheniya: 11.09.2022).

4. Mukhlaeva T.V., Sergienko A.Yu. Podgotovka pedagogov i rukovoditelej shkol k inklyuzii: problemy i perspektivy // Nepreryvnoe obrazovanie pedagogov: dostizheniya, problemy, perspektivy: sb. nauch. tr. V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Minsk: BGUO, 2021. S. 388-396.

5. Mukhlaeva T.V. Inklyuziya kak klyuchevoj komponent v upravlenii kachestvom sovremennogo obrazovaniya: prioritety roditelej // Chelovek i obrazovanie. 2022. № 1. C. 100-110.

6. Sozdanie inklyuzivnoj obrazovatel'noj sredy v obrazovatel'nykh organizatsiyakh: metodicheskie rekomendatsii dlya rukovodyaschikh i pedagogicheskikh rabotnikov obscheobrazovatel'nykh organizatsij / pod red. S.V. Alekhinoj, E.V. Samsonovoj. M.: MGPPU, 2022. 151 s.

7. Formirovanie inklyuzivnoj sredy v obrazovatel'noj organizatsii. «Uroki dobroty» – metodika, tekhnologii i realizatsiya: metod. posobie / pod red. V.D. Parubinoj. Kazan': ID «MeDDoK». 2018. 160 s.

8. Tebenova K.S., Dakhbaj B.D., Rymkhanova A.R., Zhusupbekova Z.D., Museeva G.N. Problemy podgotovki pedagogicheskikh kadrov dlya raboty v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya // Mezhdunarodnyj zhurnal ehksperimental'nogo obrazovaniya. 2015. № 3. S. 168-171.

9. Kazantsev D.A. Psikhologicheskaya gotovnost' rukovoditelya obrazovatel'nogo uchrezhdeniya k sozdaniyu modeli inklyuzivnogo obrazovaniya // Menedzhement v obrazovanii. 2014. № 6. C. 185-189.

10. Valitskaya A.P., Rabosh V.A. Inklyuzivnoe obrazovanie kak obrazovanie dlya vsekh // Problemy sovershenstvovaniya obrazovatel'noj politiki i sistemy: Materialy mezhdunarodnoj konferentsii 19-20 iyunya 2008 g. / pod red. G.A. Bordovskogo. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena. 2008. S. 70-73.

11. Assotsiatsiya inklyuzivnykh shkol [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://aischools.ru/ (data obrascheniya: 03.07.2022).

Система Orphus

Loading...
Up