Модуль инклюзивного образования как ключевой компонент содержания подготовки руководителей школ

 
Код статьиS181570410023132-0-1
DOI10.54884/S181570410023132-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Филиал Института управления образованием Российской академии образования в Санкт-Петербурге
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Филиал Института управления образованием Российской академии образования в Санкт-Петербурге
Адрес: Российская Федерация, St. Petersburg
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (72)
Страницы164-171
Аннотация

Статья посвящена современным вызовам инклюзивного образования и готовности к их решению руководителей образовательных организаций. Рассматриваются актуальность теории и практики инклюзивного образования в контексте его связи с современным пониманием значения инклюзии как ключевого компонента роли образования в обществе. Обосновываются факторы, необходимые для реализации руководителями школ инклюзии в рамках образовательного учреждения. Исследуется вопрос о том, как они могут быть отражены в структуре и содержании соответствующего модуля профессиональной подготовки руководителей сферы образования. Делается вывод о необходимости изменений программ повышения квалификации специалистов сферы образования, нацеленных на принципиальное изменение качества образовательной среды, в которой различия между учениками воспринимаются в качестве потенциала для их развития, а инклюзия является средством содействия академическому, практическому, социальному и эмоциональному обучению всех учащихся.

Ключевые словаинклюзивное образование, качество образования, гуманизация образования, повышение квалификации руководителей школ
Получено18.11.2022
Дата публикации08.12.2022
Кол-во символов14200
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Глубокое внимание к инклюзивному образованию стало проявляться системами образования разных стран всего несколько десятилетий назад. Если еще в 1960-е годы доминирующей была идея изолирования детей с ограниченными возможностями от сверстников и передачи основной ответственности за их образование работникам здравоохранения, то с начала 1970-х годов в ряде стран подход к образованию детей с особыми потребностями, изначально основывавшийся на сугубо медицинских соображениях, начал меняться. Гражданское общество, а вместе с ним и системы образования стали прилагать усилия по признанию права детей-инвалидов на образование в качестве одного из неотъемлемых человеческих прав. С тех пор теория и практика инклюзивного образования интенсивно эволюционируют.
2 В настоящее время ЮНЕСКО закономерно относит инклюзивное образование к существенным факторам укрепления системы образования, направленной на охват всех учащихся, и отмечает, что «инклюзивность и качество образования – две стороны одной медали» [1]. В определении стратегии инклюзии ключевым является подход, неразрывно связывающий его с качеством образования. Если качество образования является в определенном смысле синонимом элитарности и соответственно достоянием немногих, то неизбежна эксклюзия, исключение многих учащихся из образовательных процессов. Другое понимание качества образования в широком смысле связано со способностью обеспечить достойными возможностями в образовании как можно большее количество учащихся. Тогда оно становится инструментом включения [2].
3 Инклюзия может быть рассмотрена как важнейший компонент роли, которую образование играет в обществе, если оно не только предлагает учащимся знания, но и делает исключение и маргинализацию неприемлемыми как для них самих, так и для общества, в котором они живут. При этом различия между учениками рассматриваются как потенциал для движения вперед, а инклюзия представляется средством содействия академическому, практическому, социальному и эмоциональному обучению всех учащихся [3]. Отражение этих вызовов инклюзивного образования в профессиональной подготовке руководителей школ является одной из наиболее актуальных задач в настоящее время.
4 Методы исследования. Методами исследования являются теоретический анализ и обобщение отечественной и зарубежной научной литературы по теме инклюзивного образования и профессионального развития педагогических кадров в этой области, контент-анализ соответствующей нормативно-правовой базы, а также сайтов социальных организаций и учреждений. Работа также опирается на эмпирические методы исследования – интервью с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Отдельно отметим, что интервью включило две части – структурированную, содержащую набор готовых вопросов, и полуструктурированную, позволившую родителям и интервьюеру выдвигать новые идеи в ходе его проведения.

всего просмотров: 218

Оценка читателей: голосов 0

1. ООН. Взаимодействие с академическими кругами. Образование для всех [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/120921/ (дата обращения: 03.07.2022).

2. European Agency for Special Needs and Inclusive Education [Электронный ресурс] // Key Actions for Raising Achievement Guidance for Teachers and Leaders, 2018 [Сайт]. URL: https://www.european-agency.org/sites/default/files/Key%20Actions%20for%20Raising%20Achievement.pdf (дата обращения: 21.08.2022).

3. European Agency for Development in Special Needs Education, 2012. Teacher Education for Inclusion: Profile of Inclusive Teachers. European Agency for Development in Special Needs Education. [Электронный ресурс]. URL: https://www.european-agency.org/sites/default/files/Profile-of-Inclusive-Teachers.pdf/ (дата обращения: 11.09.2022).

4. Мухлаева Т.В., Сергиенко А.Ю. Подготовка педагогов и руководителей школ к инклюзии: проблемы и перспективы // Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы: сб. науч. тр. V Международной научно-практической конференции. Минск: БГУО, 2021. С. 388-396.

5. Мухлаева Т.В. Инклюзия как ключевой компонент в управлении качеством современного образования: приоритеты родителей // Человек и образование. 2022. № 1. C. 100-110.

6. Создание инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях: методические рекомендации для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций / под ред. С.В. Алехиной, Е.В. Самсоновой. М.: МГППУ, 2022. 151 с.

7. Формирование инклюзивной среды в образовательной организации. «Уроки доброты» – методика, технологии и реализация: метод. пособие / под ред. В.Д. Парубиной. Казань: ИД «МеДДоК». 2018. 160 с.

8. Тебенова К.С., Дахбай Б.Д., Рымханова А.Р., Жусупбекова З.Д., Мусеева Г.Н. Проблемы подготовки педагогических кадров для работы в условиях инклюзивного образования // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 3. С. 168-171.

9. Казанцев Д.А. Психологическая готовность руководителя образовательного учреждения к созданию модели инклюзивного образования // Менеджемент в образовании. 2014. № 6. C. 185-189.

10. Валицкая А.П., Рабош В.А. Инклюзивное образование как образование для всех // Проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции 19-20 июня 2008 г. / под ред. Г.А. Бордовского. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. С. 70-73.

11. Ассоциация инклюзивных школ [Электронный ресурс]. URL: https://aischools.ru/ (дата обращения: 03.07.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх