Factors of Success of Students with Cerebral Palsy in Mastering General Education Programs

 
PIIS181570410023060-1-1
DOI10.54884/S181570410023060-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Graduate Student
Affiliation: Institute of Education Management of the Russian Academy of Education
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameMan and Education
EditionIssue 3 (72)
Pages78-85
Abstract

School education for children with cerebral palsy can be exacerbated by various factors, including an inaccessible environment and architectural barriers, lack of qualified teachers, inability of school to incorporate such learners into the educational process on a par with other learners. The research highlights what adults with cerebral palsy who finished school consider the most important contributing factors of their successful school studies and what they hink was beneficial for their motivation. The research argues that adults with cerebral palsy regard the following factors as crucial for their success at school: treating them as equal, taking into account peculiarities of their cognitive process, having them participate in school events, implementation of program of socialization and bullying prevention at school, highly-professional and benevolent teachers as well as parents encouraging their children to study. Thematic analysis was used to analyze the data.

Keywordsinclusion, inclusive school, cerebral palsy, special educational conditions, motivation of students with cerebral palsy
Received14.11.2022
Publication date08.12.2022
Number of characters13438
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. В приказе Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» учащиеся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (НОДА) выделены в отдельную группу. К ней относятся: 1) дети с заболеваниями нервной системы (детский церебральный паралич (ДЦП), с последствиями полиомиелита, прогрессирующими нервно-мышечными заболеваниями), 2) дети с врожденными патологиями опорно-двигательного аппарата; 3) дети с приобретенными недоразвитиями или деформациями опорно-двигательного аппарата [1]. Основное место среди НОДА занимает ДЦП. «89% детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – это дети с ДЦП» [2].
2 Учащиеся с НОДА, посещающие общеобразовательные школы, получают не только академические знания. Школы так же участвуют в формировании универсальных учебных действий, организуют воспитательную и коррекционную работу с такими учащимися. Среди воспитательных задач указывается организация инклюзивного пространства и мероприятий с участием нормотипичных детей и детей с НОДА, привлечение обеих групп к разработке и организации совместных дел. Учащиеся с НОДА должны по мере взросления становиться более автономными в учебе и внеклассной деятельности. Педагогам необходимо уметь создавать рабочую атмосферу в классе, способствовать установлению доброжелательных и товарищеских отношений между детьми.
3 Российскими исследователями изучались факторы, которые благоприятствуют эффективному обучению детей с ДЦП в специализированных и массовых школах [3]. Среди таких факторов педагоги и родители детей с ДЦП выделили создание безбарьерной архитектурной среды, наличие педагогов с соответствующей квалификацией и знаниями, создание специальных методических программ и наличие оборудования для обучения, предоставление реабилитационных услуг в стенах школы и умение выстраивать диалог с родителями детей с ДЦП.
4 Факторами, способствующими развитию мыслительной деятельности учащихся с ДЦП, и основными направлениями работы школы, которые могут помочь становлению учащихся с ДЦП как субъектов процесса обучения, являются формирование у них «устойчивой познавательной мотивации, овладение основными операциями и действиями саморегуляции в процессе коррекционной работы» [4].
5 В создании мотивации к обучению у учащихся с ДЦП очень важно учитывать психологический аспект восприятия самих себя такими детьми и подростками. То, как подростки с ДЦП воспринимают себя в обществе, может варьироваться от спокойного эмоционального отношения до полного отрицания каких-либо проблем со здоровьем [5].
6 Целью данного исследования было выяснить у взрослых с ДЦП, окончивших общеобразовательную школу, какие факторы, по их оценке, помогали и мешали им учиться, поддерживали мотивацию, способствовали успешному овладению учебной программой; учитывались ли индивидуальные особенности таких учащихся. С точки зрения теории «социального конструирования инвалидности» (social model of disability) [6] важно понимать, как именно общество вольно или невольно участвует в создании препятствий для инвалидов. Не менее важно «социальное деконструирование инвалидности» (social deconstruction of disability), то есть оценка инвалидами физических и социальных препятствий для полноценного участия в общественной жизни [7].

views: 175

Readers community rating: votes 0

1. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 19.12.2014 № 1598 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obschego obrazovaniya obuchayuschikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 03.02.2015 № 35847) URL: https://docs.edu.gov.ru/id1510 (data obrascheniya: 20.08.2022).

2. Inklyuzivnoe obrazovanie: Nastol'naya kniga pedagoga, rabotayuschego s det'mi s OVZ: metodicheskoe posobie / pod red. M.S. Staroverovoj. M.: Vlados, 2012. 167 s.

3. Levchenko I.Yu., Abkovich A.Ya. Diagnostika osobennostej razvitiya obuchayuschikhsya s narusheniyami oporno-dvigatel'nogo apparata dlya postroeniya individual'noj obrazovatel'noj traektorii Metodicheskoe posobie. M., 2019.

4. Tvardovskaya A.A. Osobennosti myslitel'noj deyatel'nosti detej mladshego shkol'nogo vozrasta s detskim tserebral'nym paralichom: avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk. Nizhnij Novgorod, 2011.

5. Gajdukevich E. A. Spetsifika vnutrennej kartiny defekta podrostkov s DTsP // Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal «Vestnik psikhofiziologii». 2018. №2. S. 45-50.

6. Oliver M. The social model of disability: Thirty years on. Disability & Society. 2007. № 28 (7). S.1024–1026.

7. Wendell S. (1996). The Rejected Body: Feminist Philosophical Reflections on Disability. Routledge.

8. Semenova K.A., Mastyukova E.M., Smuglin M.Ya. Klinika i reabilitatsionnaya terapiya detskikh tserebral'nykh paralichej. M., 1972.

9. Weller S.C., Vickers B.N., Bernard H.R., Blackburn A., Borgatti S.P., Gravlee C.C., & Johnson J.C. (2018). Open-ended interview questions and saturation. PLoS ONE, 13.

10. Rubin H. J., Rubin I. S. (2005). Qualitative interviewing (2nd ed.): The art of hearing data. SAGE Publications, Inc., URL: https://dx.doi.org/10.4135/9781452226651 (data obrascheniya: 27.08.2022).

11. Castillo-Montoya M. (2016). Preparing for Interview Research: The Interview Protocol Refinement Framework. The Qualitative Report, 21, 811-831.

12. Braun V., Clarke V. (2006). Using thematic analysis in psychology. Qualitative Research in Psychology, № 3, S. 77-101.

13. Hornby G. (2011). Parental Involvement in Childhood Education: Building Effective School-Family Partnerships.

14. Ryan R.M., Deci E.L. (2000). Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being. The American psychologist, 55 (1), 68-78.

15. Labzova I.Yu. Teoriya samoopredeleniya i ee primenenie v zarubezhnoj obrazovatel'noj praktike // Chelovek i obrazovanie. 2017. №3 (52). S.152-156.

16. Levchenko I.Yu., Prikhod'ko, O.G, Gusejnova, A.A. Integratsiya doshkol'nikov s narusheniyami dvigatel'nogo razvitiya v obrazovatel'nye organizatsii: [monogr.] M.: Nats. kn. tsentr. NKTs, 2016. 121 s.

17. Almqvist L., & Granlund M. (2005). Participation in school environment of children and youth with disabilities: a person-oriented approach. Scandinavian journal of psychology, 46 (3), 305-314.

18. Sergienko E.A., Martsinkovskaya T.D., Izotova E.I., Lebedeva E.I., Ulanova A.Yu., Dubovskaya E.M. Sotsial'no-ehmotsional'noe razvitie detej: teoreticheskie osnovy. M.: Drofa, 2019.

Система Orphus

Loading...
Up