Факторы успешности обучающихся с детским церебральным параличом при освоении общеобразовательных программ

 
Код статьиS181570410023060-1-1
DOI10.54884/S181570410023060-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Аспирант
Аффилиация: Институт управления образованием Российской академии образования
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (72)
Страницы78-85
Аннотация

Обучение в общеобразовательной школе для учащихся с детским церебральным параличом (ДЦП) может осложняться различными факторами, такими как непригодность среды, отсутствие квалифицированных педагогических кадров, неумение школы включать таких учащихся в образовательный процесс наравне с остальными учениками. В статье представлены результаты исследования, проведенного в ходе интервью взрослых людей с ДЦП, которые успешно окончили общеобразовательную школу. Целью проведенного исследования было изучение факторов, способствующих обучению (с точки зрения самих учащихся) и оказавших положительное воздействие на мотивацию учащихся с ДЦП. По результатам интервью, выявлено, что, оценивая свой прошлый опыт учебы в школе, участники выделяют шесть основных факторов, положительно повлиявших на процесс обучения: отношение к ученикам с ДЦП как к равным, учет особенностей познавательной деятельности таких обучающихся, привлечение их к совместным мероприятиям в школе, наличие у школы политики социализации детей с ДЦП и предотвращения травли, а также фактор квалифицированных педагогов и поддержки родителей. Для анализа данных был применен «тематический анализ». 

Ключевые словаинклюзия, инклюзивная школа, ДЦП, обучение детей с ДЦП, специальные образовательные условия, мотивация детей с ДЦП
Получено14.11.2022
Дата публикации08.12.2022
Кол-во символов13438
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. В приказе Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» учащиеся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (НОДА) выделены в отдельную группу. К ней относятся: 1) дети с заболеваниями нервной системы (детский церебральный паралич (ДЦП), с последствиями полиомиелита, прогрессирующими нервно-мышечными заболеваниями), 2) дети с врожденными патологиями опорно-двигательного аппарата; 3) дети с приобретенными недоразвитиями или деформациями опорно-двигательного аппарата [1]. Основное место среди НОДА занимает ДЦП. «89% детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – это дети с ДЦП» [2].
2 Учащиеся с НОДА, посещающие общеобразовательные школы, получают не только академические знания. Школы так же участвуют в формировании универсальных учебных действий, организуют воспитательную и коррекционную работу с такими учащимися. Среди воспитательных задач указывается организация инклюзивного пространства и мероприятий с участием нормотипичных детей и детей с НОДА, привлечение обеих групп к разработке и организации совместных дел. Учащиеся с НОДА должны по мере взросления становиться более автономными в учебе и внеклассной деятельности. Педагогам необходимо уметь создавать рабочую атмосферу в классе, способствовать установлению доброжелательных и товарищеских отношений между детьми.
3 Российскими исследователями изучались факторы, которые благоприятствуют эффективному обучению детей с ДЦП в специализированных и массовых школах [3]. Среди таких факторов педагоги и родители детей с ДЦП выделили создание безбарьерной архитектурной среды, наличие педагогов с соответствующей квалификацией и знаниями, создание специальных методических программ и наличие оборудования для обучения, предоставление реабилитационных услуг в стенах школы и умение выстраивать диалог с родителями детей с ДЦП.
4 Факторами, способствующими развитию мыслительной деятельности учащихся с ДЦП, и основными направлениями работы школы, которые могут помочь становлению учащихся с ДЦП как субъектов процесса обучения, являются формирование у них «устойчивой познавательной мотивации, овладение основными операциями и действиями саморегуляции в процессе коррекционной работы» [4].
5 В создании мотивации к обучению у учащихся с ДЦП очень важно учитывать психологический аспект восприятия самих себя такими детьми и подростками. То, как подростки с ДЦП воспринимают себя в обществе, может варьироваться от спокойного эмоционального отношения до полного отрицания каких-либо проблем со здоровьем [5].
6 Целью данного исследования было выяснить у взрослых с ДЦП, окончивших общеобразовательную школу, какие факторы, по их оценке, помогали и мешали им учиться, поддерживали мотивацию, способствовали успешному овладению учебной программой; учитывались ли индивидуальные особенности таких учащихся. С точки зрения теории «социального конструирования инвалидности» (social model of disability) [6] важно понимать, как именно общество вольно или невольно участвует в создании препятствий для инвалидов. Не менее важно «социальное деконструирование инвалидности» (social deconstruction of disability), то есть оценка инвалидами физических и социальных препятствий для полноценного участия в общественной жизни [7].

всего просмотров: 179

Оценка читателей: голосов 0

1. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 № 35847) URL: https://docs.edu.gov.ru/id1510 (дата обращения: 20.08.2022).

2. Инклюзивное образование: Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие / под ред. М.С. Староверовой. М.: Владос, 2012. 167 с.

3. Левченко И.Ю., Абкович А.Я. Диагностика особенностей развития обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата для построения индивидуальной образовательной траектории Методическое пособие. М., 2019.

4. Твардовская А.А. Особенности мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом: автореф. дис. … канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2011.

5. Гайдукевич Е. А. Специфика внутренней картины дефекта подростков с ДЦП // Международный научный журнал «Вестник психофизиологии». 2018. №2. С. 45-50.

6. Oliver M. The social model of disability: Thirty years on. Disability & Society. 2007. № 28 (7). С.1024–1026.

7. Wendell S. (1996). The Rejected Body: Feminist Philosophical Reflections on Disability. Routledge.

8. Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. М., 1972.

9. Weller S.C., Vickers B.N., Bernard H.R., Blackburn A., Borgatti S.P., Gravlee C.C., & Johnson J.C. (2018). Open-ended interview questions and saturation. PLoS ONE, 13.

10. Rubin H. J., Rubin I. S. (2005). Qualitative interviewing (2nd ed.): The art of hearing data. SAGE Publications, Inc., URL: https://dx.doi.org/10.4135/9781452226651 (дата обращения: 27.08.2022).

11. Castillo-Montoya M. (2016). Preparing for Interview Research: The Interview Protocol Refinement Framework. The Qualitative Report, 21, 811-831.

12. Braun V., Clarke V. (2006). Using thematic analysis in psychology. Qualitative Research in Psychology, № 3, С. 77-101.

13. Hornby G. (2011). Parental Involvement in Childhood Education: Building Effective School-Family Partnerships.

14. Ryan R.M., Deci E.L. (2000). Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being. The American psychologist, 55 (1), 68-78.

15. Лабзова И.Ю. Теория самоопределения и ее применение в зарубежной образовательной практике // Человек и образование. 2017. №3 (52). С.152-156.

16. Левченко И.Ю., Приходько, О.Г, Гусейнова, А.А. Интеграция дошкольников с нарушениями двигательного развития в образовательные организации: [моногр.] М.: Нац. кн. центр. НКЦ, 2016. 121 с.

17. Almqvist L., & Granlund M. (2005). Participation in school environment of children and youth with disabilities: a person-oriented approach. Scandinavian journal of psychology, 46 (3), 305-314.

18. Сергиенко Е.А., Марцинковская Т.Д., Изотова Е.И., Лебедева Е.И., Уланова А.Ю., Дубовская Е.М. Социально-эмоциональное развитие детей: теоретические основы. М.: Дрофа, 2019.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх