Education Systems in Russia and Countries of the Commonwealth of Independent States (CIS): Towards the Common Educational Space

 
PIIS181570410023055-5-1
DOI10.54884/S181570410023055-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Acting director
Affiliation: The Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education»
Address: Moscow, 16 Zhukovsky str.
Occupation: Deputy Director for Strategic Development
Affiliation: Institute of Education Management of the Russian Academy of Education
Address: Russian Federation, Moscow
Occupation: Associate Professor
Affiliation: Financial University
Address: Russian Federation, Moscow
Occupation: Associate Professor
Affiliation: HSE University
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameMan and Education
EditionIssue 3 (72)
Pages7-20
Abstract

The article analyzes the problems of the development of the educational space in the CIS countries on the example of Armenia, Belarus, Kazakhstan and Russia in order to identify their similarities and differences. The conclusion is made about the possibility of forming the common educational space on the CIS site and some tools that can influence this process. It is proved that the issue of the formation of the common educational space within the Commonwealth of Independent States (CIS) in the context of the new geopolitical reality is becoming increasingly relevant and is inextricably linked with the equally urgent issue of the export of Russian education. It is shown that in order to solve the issue of the formation of a common educational space on the CIS site, it is first of all necessary to study the education systems in Russia and the countries of the Commonwealth of Independent States (CIS) in order to identify common approaches and points of contact, as well as possible differences, since the process of internationalization of education implies the need to adapt individual educational projects to the specifics of each a single country. The method of comparative analysis and synthesis, which is the basis of the research conducted in this article, allowed us to identify common and special features in the education systems of the CIS countries, to formulate the conclusion about further steps towards the formation of the common educational space within the CIS. The research is based on the works of Ya. De Grof, S.V. Yankevich, M.K. Shuvalova, B. Ponta, D. Nouche, H. Murman., L.I. Pisareva, E.S. Kananykina, P.M. Kukarchuk, N.O. Beshaposhnikov, A.G. Leonova, V.S. Konopleva, A.O. Pelegrin and S.V. Bronfman.

Keywordseducation systems, education export, common educational space, CIS
Received14.11.2022
Publication date08.12.2022
Number of characters31447
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Активизировавшиеся в последние годы процессы интернационализации образования делают актуальным, с одной стороны, экспорт российского образования за рубеж, а с другой стороны, адаптацию отдельных образовательных проектов к особенностям жизнедеятельности каждого общества.
2 Как справедливо отмечается в научной литературе, «интернационализация российского образования предполагает необходимость создания единого образовательного пространства с государствами – участниками СНГ, а также требует развивать конкурентоспособность на мировом уровне» [1].
3 В настоящее время видится наиболее обоснованным осуществлять экспорт современного российского образования в первую очередь с акцентом на страны СНГ, поскольку в государствах – участниках Содружества всегда имеется спрос на российское образование.
4 Во взаимодействии с образовательной средой Российской Федерации появляется возможность создания и развития единого гуманитарного пространства, что повысит возможности для иностранных граждан получать образование в России.
5 Более того, набирающие все большие обороты процессы цифровизации побуждают участников общественных отношений искать новые пути и способы коммуникации и взаимодействия друг с другом, а развитие цифровых технологий делает сферу дистанционного образования одной из наиболее востребованных форм получения образования. Все это дает возможность российскому образованию и российским образовательным организациям выйти как на образовательный рынок стран СНГ, так и в более отдаленной перспективе – стран БРИКС. Такие ориентиры объективно обусловлены значительным объемом взаимной интеграции по всем сферам общественной жизни, включая экономическую, социальную и культурную ее составляющие.
6 Вместе с тем для решения вопроса о формировании единого образовательного пространства на площадке СНГ прежде всего необходимо исследовать системы образования в России и странах Содружества Независимых Государств (СНГ), с тем чтобы выявить общие подходы и точки соприкосновения, а также возможные различия, поскольку процесс интернационализации образования предполагает необходимость адаптации отдельных образовательных проектов к особенностям каждой отдельно взятой страны.
7 Материалы и методы. Проблематика исследования образовательных технологий в образовании и опыта зарубежных стран в этой сфере получила освещение как в зарубежной, так и в отечественной литературе.
8 В отечественной литературе исследование образовательных технологий и технологий управления образованием нашло отражение в работах Я. Де Грофа и С.В. Янкевича; М.К. Шуваловой; Л.И. Писаревой; П.М. Кухарчук; Р.М. Сафуанова, М.Ю. Лехмуса, Е.А. Колганова; Н.О. Бесшапошникова, А.Г. Леонова, А.А. Прилипко; Е.Н. Клочковой, Н.А. Садовниковой; А.Е. Чуниной, Д.Г. Синицыной, В.С. Коноплевой, которые поднимают проблему внедрения цифровых технологий в процесс обучения и соответствующих изменений в структуре образования [2], изучают вызовы, с которыми сталкивается современная образовательная система, анализируют особенности внедрения цифровых технологий в образовательные процессы [3], освещают современные тенденции образования в контексте цифровизации [4]. В коллективной монографии под редакцией Я. Де Грофа и С.В. Янкевича поднимается вопрос о проблемах, возникающих в системе образования при осуществлении многоуровневого управления. М.К. Шувалова в своей диссертации обращает внимание на необходимость разработать новый тип культуры управления образованием, который бы соответствовал современным реалиям и общественному запросу.

views: 272

Readers community rating: votes 0

1. Kirillovykh A.A. Transgranichnoe obrazovanie v usloviyakh Bolonskogo protsessa: organizatsionno-pravovye instrumenty realizatsii i obespecheniya kachestva // Yurist. 2020. № 3. S. 62-69.

2. Safuanov R.M., Lekhmus M.Yu., Kolganov E.A. Tsifrovizatsiya sistemy obrazovaniya [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://journals.rusoil.net/index.php/bul/article/view/9922 (data obrascheniya: 04.07.2022).

3. Besshaposhnikov N.O., Leonov A.G., Prilipko A.A. Tsifrovizatsiya obrazovaniya – novye vozmozhnosti upravleniya obrazovatel'nymi trekami [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.vestcyber.ru/jour/article/view/214/95 Data obrascheniya: 04.07.2022.

4. Klochkova E.N., Sadovnikova N.A. Transformatsiya obrazovaniya v usloviyakh tsifrovizatsii [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://openedu.rea.ru/jour/article/view/660/0?locale=ru_RU (data obrascheniya: 04.07.2022).

5. Abdiev K.S., Primbetova G.S. Opyt razvitiya natsional'nykh ehkzamenov i monitoringov srednego obrazovaniya Respubliki Kazakhstan // Kachestvo obrazovaniya v Evrazii. 2019. № 1. C. 19-31.

6. Monakhova L.Yu., Maron A.E. Osobennosti razvitiya obrazovatel'nykh prostranstv stran-uchastnikov SNG // Traditsii i innovatsii v obrazovanii. CPb.: LOIRO. 2017. C. 220-227.

7. Borisevich M. Vysshee obrazovanie v Kazakhstane 2022: osobennosti // NUR. KZ. 19.01.2022. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.nur.kz/family/school/1836616-vyssee-obrazovanie-v-kazahstane-osobennosti/ (data obrascheniya: 22.06.2022).

8. Martsenyuk T. Sistema obrazovaniya v Kazakhstane v 2022 godu // NUR. KZ. 31. 01. 2022 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.nur.kz/family/school/1773601-novaa-sistema-obrazovania-v-kazahstane/ (data obrascheniya: 22.06.2022) .

9. Pavil'ch A.A. Sovremennye strategii razvitiya obrazovaniya v Respublike Belarus'. // Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya. 2018. № 1 (17). C. 26-33 .

10. Kodeks ob obrazovanii Respubliki Belarus' № 243-Z ot 13.01.2011 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://u.to/vDpRHA (data obrascheniya: 26.06.2022).

11. Sistema obrazovaniya Respubliki Belarus' // Prezident Respubliki Belarus' [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://president.gov.by/ru/belarus/social/education (data obrascheniya: 22.06.2022).

12. Doshkol'noe i obschee srednee obrazovanie // Prezident Respubliki Belarus' [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://president.gov.by/ru/belarus/social/education/school (data obrascheniya: 22.06.2022).

13. Zakon Respubliki Kazakhstan ot 27 iyulya 2007 goda № 319-III «Ob obrazovanii» (s izmeneniyami i dopolneniyami po sostoyaniyu na 03.05.2022) [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30118747 (data obrascheniya: 26.06.2022).

14. Zakon respubliki Armeniya ot 8 maya 1999 goda №ZR-297 «Ob obrazovanii» [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=7468&ysclid=l4vgbkyf9z461609861 (data obrascheniya: 26.06.2022).

15. Zakon respubliki Armeniya ot 10 iyulya 2009 goda «Ob obschem obrazovanii» [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.translation-centre.am/pdf/Trans_ru/HH_Orenq/Education/HO_160_N_General_Edu_ru.pdf (data obrascheniya: 26.06.2022).

16. FZ ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 11.06.2022) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2012 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/ (data obrascheniya: 26.06.2022).

17. Rossijskaya shkola: nachalo XXI veka. Rossijskoe obrazovanie: dostizheniya, vyzovy, perspektivy / pod red. Kosaretskogo S.G., Frumina I.D. // Natsional'nyj Issledovatel'skij Universitet «Vysshaya shkola ehkonomiki», Institut obrazovaniya. Moskva: Izdatel'skij dom Vysshej shkoly ehkonomiki, 2019. S. 24–25.

18. Federal'nyj proekt «Professionalitet» // Ministerstvo prosvescheniya Rossijskoj Federatsii [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/additional_vocational_education/ (data obrascheniya: 04.07.2022).

19. Universitety na pereput'e: vysshee obrazovanie v Rossii. Rossijskoe obrazovanie: dostizheniya, vyzovy, perspektivy // Natsional'nyj Issledovatel'skij Universitet «Vysshaya shkola ehkonomiki», Institut obrazovaniya / Pod red. Platonovoj D.P., Kuz'minova Ya.I., Frumina I.D. M.: Izdatel'skij dom Vysshej shkoly ehkonomiki, 2019. S 39–43.

20. Shaposhnikova T., Yakushkina M. Unified educational space of the CIS countries in conditions of integration and information. SHS Web of Conferences. 2016. Pr. 1-2. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.researchgate.net/publication/305894441_Unified_educational_space_of_the_CIS_countries_in_conditions_of_integration_and_information (data obrascheniya: 20.06.2022).

21. Kontseptsiya formirovaniya edinogo (obschego) obrazovatel'nogo prostranstva Sodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv ot 17 yanvarya 1997 goda // Ispolnitel'nyj komitet Sodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://cis.minsk.by/page/7560 (data obrascheniya: 20.06.2022).

22. Setevye universitety // RUDN. 2020 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.hse.ru/data/2021/01/13/1347232382/Dajdzhest%20novostej.Dekabr'%202020.pdf (data obrascheniya: 25.06.2022).

Система Orphus

Loading...
Up