Системы образования в России и странах Содружества Независимых Государств (СНГ): на пути к общему образовательному пространству

 
Код статьиS181570410023055-5-1
DOI10.54884/S181570410023055-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: И.о. директора
Аффилиация: Институт управления образованием Российской академии образования
Адрес: Москва, ул. Жуковского, 16
Должность: заместитель директора по стратегическому развитию
Аффилиация: Институт управления образованием Российской академии образования
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: доцент
Аффилиация: Финансовый университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: доцент
Аффилиация: НИУ Высшая школа экономики
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (72)
Страницы7-20
Аннотация

В статье анализируется проблематика развития образовательного пространства в странах СНГ на примере Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации с целью выявления их сходства и различия. Делается вывод о возможности формирования общего образовательного пространства на площадке СНГ и некоторых инструментах, способных влиять на данный процесс. Обосновывается, что вопрос формирования общего образовательного пространства в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) в условиях новой геополитической реальности приобретает все большую актуальность и неразрывно связан с не менее актуальным вопросом экспорта российского образования. Показано, что для решения вопроса о формировании общего образовательного пространства на площадке СНГ прежде всего необходимо исследовать системы образования в России и странах Содружества Независимых Государств (СНГ), с тем чтобы выявить общие подходы и точки соприкосновения, а также возможные различия, поскольку процесс интернационализации образования предполагает необходимость адаптации отдельных образовательных проектов к особенностям каждой отдельно взятой страны. Метод сравнительного анализа и синтеза, положенный в основу исследования, представленного в настоящей статье, позволил выявить общее и особенное в системах образования стран СНГ, сформулировать вывод о дальнейших шагах к формированию общего образовательного пространства в рамках СНГ. За основу исследования взяты труды Я. Де Грофа, С.В. Янкевича, М.К. Шуваловой, Б. Понта, Д. Нуше, Х. Мурман, Л.И. Писаревой, Е.С. Кананыкиной, П.М. Кукарчука, Н.О. Бесшапошникова, А.Г. Леоновой, В.С. Коноплевой, А.О. Пелегрина и С.В. Бронфмана.

Ключевые словасистемы образования, экспорт образования, общее образовательное пространство, СНГ
Получено14.11.2022
Дата публикации08.12.2022
Кол-во символов31447
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Активизировавшиеся в последние годы процессы интернационализации образования делают актуальным, с одной стороны, экспорт российского образования за рубеж, а с другой стороны, адаптацию отдельных образовательных проектов к особенностям жизнедеятельности каждого общества.
2 Как справедливо отмечается в научной литературе, «интернационализация российского образования предполагает необходимость создания единого образовательного пространства с государствами – участниками СНГ, а также требует развивать конкурентоспособность на мировом уровне» [1].
3 В настоящее время видится наиболее обоснованным осуществлять экспорт современного российского образования в первую очередь с акцентом на страны СНГ, поскольку в государствах – участниках Содружества всегда имеется спрос на российское образование.
4 Во взаимодействии с образовательной средой Российской Федерации появляется возможность создания и развития единого гуманитарного пространства, что повысит возможности для иностранных граждан получать образование в России.
5 Более того, набирающие все большие обороты процессы цифровизации побуждают участников общественных отношений искать новые пути и способы коммуникации и взаимодействия друг с другом, а развитие цифровых технологий делает сферу дистанционного образования одной из наиболее востребованных форм получения образования. Все это дает возможность российскому образованию и российским образовательным организациям выйти как на образовательный рынок стран СНГ, так и в более отдаленной перспективе – стран БРИКС. Такие ориентиры объективно обусловлены значительным объемом взаимной интеграции по всем сферам общественной жизни, включая экономическую, социальную и культурную ее составляющие.
6 Вместе с тем для решения вопроса о формировании единого образовательного пространства на площадке СНГ прежде всего необходимо исследовать системы образования в России и странах Содружества Независимых Государств (СНГ), с тем чтобы выявить общие подходы и точки соприкосновения, а также возможные различия, поскольку процесс интернационализации образования предполагает необходимость адаптации отдельных образовательных проектов к особенностям каждой отдельно взятой страны.
7 Материалы и методы. Проблематика исследования образовательных технологий в образовании и опыта зарубежных стран в этой сфере получила освещение как в зарубежной, так и в отечественной литературе.
8 В отечественной литературе исследование образовательных технологий и технологий управления образованием нашло отражение в работах Я. Де Грофа и С.В. Янкевича; М.К. Шуваловой; Л.И. Писаревой; П.М. Кухарчук; Р.М. Сафуанова, М.Ю. Лехмуса, Е.А. Колганова; Н.О. Бесшапошникова, А.Г. Леонова, А.А. Прилипко; Е.Н. Клочковой, Н.А. Садовниковой; А.Е. Чуниной, Д.Г. Синицыной, В.С. Коноплевой, которые поднимают проблему внедрения цифровых технологий в процесс обучения и соответствующих изменений в структуре образования [2], изучают вызовы, с которыми сталкивается современная образовательная система, анализируют особенности внедрения цифровых технологий в образовательные процессы [3], освещают современные тенденции образования в контексте цифровизации [4]. В коллективной монографии под редакцией Я. Де Грофа и С.В. Янкевича поднимается вопрос о проблемах, возникающих в системе образования при осуществлении многоуровневого управления. М.К. Шувалова в своей диссертации обращает внимание на необходимость разработать новый тип культуры управления образованием, который бы соответствовал современным реалиям и общественному запросу.

всего просмотров: 274

Оценка читателей: голосов 0

1. Кирилловых А.А. Трансграничное образование в условиях Болонского процесса: организационно-правовые инструменты реализации и обеспечения качества // Юрист. 2020. № 3. С. 62-69.

2. Сафуанов Р.М., Лехмус М.Ю., Колганов Е.А. Цифровизация системы образования [Электронный ресурс]. URL: https://journals.rusoil.net/index.php/bul/article/view/9922 (дата обращения: 04.07.2022).

3. Бесшапошников Н.О., Леонов А.Г., Прилипко А.А. Цифровизация образования – новые возможности управления образовательными треками [Электронный ресурс]. URL: https://www.vestcyber.ru/jour/article/view/214/95 Дата обращения: 04.07.2022.

4. Клочкова Е.Н., Садовникова Н.А. Трансформация образования в условиях цифровизации [Электронный ресурс]. URL: https://openedu.rea.ru/jour/article/view/660/0?locale=ru_RU (дата обращения: 04.07.2022).

5. Абдиев К.С., Примбетова Г.С. Опыт развития национальных экзаменов и мониторингов среднего образования Республики Казахстан // Качество образования в Евразии. 2019. № 1. C. 19-31.

6. Монахова Л.Ю., Марон А.Е. Особенности развития образовательных пространств стран-участников СНГ // Традиции и инновации в образовании. CПб.: ЛОИРО. 2017. C. 220-227.

7. Борисевич М. Высшее образование в Казахстане 2022: особенности // NUR. KZ. 19.01.2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nur.kz/family/school/1836616-vyssee-obrazovanie-v-kazahstane-osobennosti/ (дата обращения: 22.06.2022).

8. Марценюк Т. Система образования в Казахстане в 2022 году // NUR. KZ. 31. 01. 2022 [Электронный ресурс]. URL: https://www.nur.kz/family/school/1773601-novaa-sistema-obrazovania-v-kazahstane/ (дата обращения: 22.06.2022) .

9. Павильч А.А. Современные стратегии развития образования в Республике Беларусь. // Инновационное развитие профессионального образования. 2018. № 1 (17). C. 26-33 .

10. Кодекс об образовании Республики Беларусь № 243-З от 13.01.2011 [Электронный ресурс]. URL: https://u.to/vDpRHA (дата обращения: 26.06.2022).

11. Система образования Республики Беларусь // Президент Республики Беларусь [Электронный ресурс]. URL: https://president.gov.by/ru/belarus/social/education (дата обращения: 22.06.2022).

12. Дошкольное и общее среднее образование // Президент Республики Беларусь [Электронный ресурс]. URL: https://president.gov.by/ru/belarus/social/education/school (дата обращения: 22.06.2022).

13. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.05.2022) [Электронный ресурс]. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30118747 (дата обращения: 26.06.2022).

14. Закон республики Армения от 8 мая 1999 года №ЗР-297 «Об образовании» [Электронный ресурс]. URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=7468&ysclid=l4vgbkyf9z461609861 (дата обращения: 26.06.2022).

15. Закон республики Армения от 10 июля 2009 года «Об общем образовании» [Электронный ресурс]. URL: http://www.translation-centre.am/pdf/Trans_ru/HH_Orenq/Education/HO_160_N_General_Edu_ru.pdf (дата обращения: 26.06.2022).

16. ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 11.06.2022) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012 [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/ (дата обращения: 26.06.2022).

17. Российская школа: начало XXI века. Российское образование: достижения, вызовы, перспективы / под ред. Косарецкого С.Г., Фрумина И.Д. // Национальный Исследовательский Университет «Высшая школа экономики», Институт образования. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. С. 24–25.

18. Федеральный проект «Профессионалитет» // Министерство просвещения Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/additional_vocational_education/ (дата обращения: 04.07.2022).

19. Университеты на перепутье: высшее образование в России. Российское образование: достижения, вызовы, перспективы // Национальный Исследовательский Университет «Высшая школа экономики», Институт образования / Под ред. Платоновой Д.П., Кузьминова Я.И., Фрумина И.Д. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. С 39–43.

20. Shaposhnikova T., Yakushkina M. Unified educational space of the CIS countries in conditions of integration and information. SHS Web of Conferences. 2016. Pр. 1-2. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/305894441_Unified_educational_space_of_the_CIS_countries_in_conditions_of_integration_and_information (дата обращения: 20.06.2022).

21. Концепция формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств от 17 января 1997 года // Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств [Электронный ресурс]. URL: https://cis.minsk.by/page/7560 (дата обращения: 20.06.2022).

22. Сетевые университеты // РУДН. 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/data/2021/01/13/1347232382/Дайджест%20новостей.Декабрь%202020.pdf (дата обращения: 25.06.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх