Нормативные механизмы функционирования модели региональной системы повышения квалификации педагогов

 
Код статьиS181570410020904-9-1
DOI10.54884/S181570410020904-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: СПб филиал ФГБНУ «Институт управления образованием РАО»
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (64)
Страницы131-138
Аннотация

Статья посвящена регламентированию моделирования региональной системы повышения квалификации работников образования. Охарактеризованы основные участники региональной системы повышения квалификации, их функции, рассматриваются соответствующие нормативно-правовые механизмы функционирования такой системы.

 

Ключевые словаповышение квалификации педагогов, региональная модель, дополнительное профессиональное образование, нормативные механизмы, нормативно-правовое обеспечение
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках темы госзадания ФГБНУ ИУО РАО: «Моделирование региональной системы повышения квалификации работников образования в условиях развития пространства непрерывного образования РФ».
Получено27.06.2022
Дата публикации27.06.2022
Кол-во символов18747
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Моделирование региональной системы повышения квалификации педагогов можно рассматривать как один из ориентиров динамики национальной системы профессионального роста педагогических работников. Нами выявлены сопутствующие моделированию процессы: формирование механизмов персонификации образования педагогов; использование возможностей социальных сетей, профессиональных объединений и сообществ, самообразования; создание единого пространства повышения квалификации педагогов. Предполагается, что новая модель/модели станут важным элементом пространства непрерывного образования педагогов РФ. В статье представлены результаты первого этапа осмысления нормативно-правового поля моделирования региональной системы повышения квалификации педагогов. Отметим, что при разработке нормативно-правового поля необходимо учитывать, в первую очередь, требования Конституции и Трудового кодекса РФ.
2 Рассмотрим некоторые предпосылки моделирования. Модернизация профессионального образования предусмотрена в рамках национального проекта «Образование», в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ, а также посредством внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников [1, 2]. В настоящее время осуществляется модернизация системы независимой оценки квалификации, создан Совет по профессиональным квалификациям в сфере образования. В рамках проекта «Образование» и Государственной программы РФ «Развитие образования» к 2024 г. должна появиться сеть центров оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов во всех субъектах РФ. Такие центры должны стать важным элементом моделирования региональных систем [3, 4]. В рамках проекта «Учитель будущего» в настоящее время в стране открываются центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников: в 2019 г. 45 таких центров уже создано в 11 субъектах Российской Федерации [5].
3 Охарактеризуем функции основных участников меняющегося процесса повышения квалификации педагогов: школа (учитель), центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов, центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и другие участники, обеспечивающие процесс повышения квалификации. Основная функция школы заключается в создании заказа на повышение квалификации. Заказ исходит от самого учителя или руководителя школы и направляется в центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов. Роль руководителя школы здесь состоит в анализе специфических потребностей педагогов школы и формулировании группового заказа на повышение квалификации педагогов. Такая ситуация может возникнуть, например, из-за нестандартной задачи, вставшей перед педагогами школы, при покупке нового оборудования, выявлении одной и той же сложной профессиональной проблемы у группы педагогов и т.д. В случае, если учитель сам является инициатором повышения квалификации, он совместно с руководителем школы формирует заявку на повышение квалификации, в которой директор может указать свои пожелания о том или ином направлении профессионального роста учителя. С этой заявкой учитель направляется в региональный центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов. Основное предназначение центров – организация и проведение процедур добровольной независимой оценки профессиональной квалификации педагогических кадров. Специалисты этих центров призваны помогать педагогам выявлять их профессиональные дефициты, осуществлять сертификацию программ дополнительного профессионального образования, выполнять оценку результативности прохождения педагогами индивидуальной программы профессионального роста, выдавать сертификаты о повышении квалификации и т.д. [5]. В центре учитель работает с профессиональным консультантом, который рассматривает заявку педагога, проводит тестирование на наличие профессиональных дефицитов, выслушивает личные пожелания учителя о направлениях профессионального роста, а затем формулирует для него спектр возможных ресурсов повышения квалификации. На основе этого предложения учитель совместно с консультантом составляет свой персональный маршрут повышения квалификации с учетом ресурсов формального, неформального и информального образования. Для реализации персонального маршрута педагога должна быть организована новая структура, особое информационное и правовое пространство, где перед учителем раскроется весь спектр образовательных возможностей дополнительного педагогического образования для максимально эффективного профессионального роста. Главным звеном новой структуры должен стать центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Такие центры создаются в настоящее время с каждом субъекте РФ. Основной целью деятельности такого центра в части организации дополнительного профессионального образования является создание условий для непрерывной актуализации и расширения профессиональных знаний педагогических работников в течение всей профессиональной карьеры [5]. Программы дополнительного профессионального образования для педагогов в этом центре могут быть реализованы путем: обновления профессиональных знаний и навыков по эксклюзивным модулям программ повышения квалификации; организации стажировок по отдельным модулям дополнительных профессиональных программ; «горизон-тального обучения» с использованием ресурса профессиональных сообществ педагогов и руководителей школ. Использование ресурса неформального образования будет происходить за счет участия педагогов в деятельности профессиональных объединений и сообществ, за счет корпоративного (внутрифирменного) обучения в образовательных организациях и самообразования. Ресурсами информального образования могут стать образовательные события и стихийное самообразование. Именно сочетание возможностей формального, неформального и информального образования в персональном образовательном маршруте педагога делает модель современной и в идеале ориентированной на реальные потребности учителя. После завершения обучения педагог должен пройти процедуру оценивания в центре оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов. Инструмент оценивания должен иметь комплексный характер, зависеть от образовательного маршрута педагога и содержать проектный компонент. В случае успешного завершения испытания учитель получает сертификат о повышении квалификации.

всего просмотров: 309

Оценка читателей: голосов 0

1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». – URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения 14.09.2020).

2. Паспорт национального проекта «Образование» (утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16). – URL: https://base.garant.ru/72192486/ (дата обращения 14.09.2020).

3. Федеральный Закон от 03 июля 2016 г. № 238 «О независимой оценке квалификации». – URL: https://nark.ru/knowledge-base/ (дата обращения 28.08.2020)

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 71748426/ (дата обращения 14.09.2020).

5. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 30 апреля 2019 г. № МР-4/02 вн «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и обеспечению функционирования центров оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов, центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках федерального проекта «Учитель будущего». – URL: http://docs.cntd.ru/ document/561251520 (дата обращения 14.09.2020).

6. Разъяснения по реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование (Письмо Минобрнауки России от 23.03.2015 № 08-415). – URL: https://www.dpomos.ru/upload/iblock/ea4/pismo-mon-_-23.03.2015-_08_415_razyasneniya_. pdf (дата обращения 14.09.2020).

7. Разъяснения Минобрнауки России от 25.08.2015 № АК-2453/06 "Об особенностях законодательного и правового обеспечения в сфере ДПО". – URL: http://base.garant.ru/ 70691716/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения 14.09.2020).

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июля 2017 г. № 703 «Об утверждении Плана мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации по формированию и внедрению национальной системы учительского роста». – URL: http://base.garant.ru/71741920/ (дата обращения 14.09.2020).

9. Методические рекомендации по созданию и обеспечению функционирования центров оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов, центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках реализации федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование". – URL: http://docs.cntd.ru/document/561251520 (дата обращения 14.09.2020).

10. Сергиенко, А.Ю. Опыт деятельности стажировочных площадок в отечественной и зарубежной практиках образования / А.Ю. Сергиенко, Л.Г. Панфилова, И.И. Соколова // Человек и образование, 2015. – 3(44). - С. 151-159.

11. Сергиенко, А.Ю. Проектирование профессионального роста учителя с использованием стажировочной площадки в системе образования Сингапура / А.Ю. Сергиенко // Человек и образование, 2015. - №4. – С. 134-138.

12. Разъяснения о законодательном и нормативном правовом обеспечении дополнительного профессионального образования (Письмо Минобрнауки России от 08.10.2013 № 06-731/09.10.2013 № 06-735). – URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_153651/ (дата обращения 14.09.2020).

13. Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения в сетевой форме (Письмо Минобрнауки России от 21.04.2015 № ВК-1013/06). – URL: https://www.dpomos.ru/upload/iblock/15d/pismo-mon-_-21.04.2015-_vk_1013.06-_metod.rek._. pdf (дата обращения 14.09.2020).

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 08 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций». – URL: http://base.garant.ru/70429490/ (дата обращения 14.09.2020).

15. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам". – URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-01072013-n-499/ (дата обращения 14.09.2020).

16. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». – URL: http://base.garant.ru/71414220/ (дата обращения 14.09.2020).

17. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». – URL: https://base.garant.ru/70878632/ (дата обращения 14.09.2020).

18. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». – URL: https://rg.ru/2014/ 06/04/attestazia-dok.html (дата обращения 14.09.2020).

19. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08 сентября 2015 г. № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». – URL: http://base.garant.ru/71202838/ (дата обращения 04.09.2020).

20. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 года № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования». – URL: http://base.garant.ru/55170898/ (дата обращения 15.03.2020).

21. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». – URL: http://base.garant.ru/199499/ (дата обращения 14.09.2020).

22. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2018, протокол № 12). – URL: https://rg.ru/2019/01/11/zarplata-dok.html (дата обращения 14.09.2020).

23. Методические рекомендации-разъяснения по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов (Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06). – URL: https://www.dpomos.ru/ upload/iblock/b5b/pismo-mon-_-22.04.2015-_vk_1032.06-_metod.rek._.pdf (дата обращения 11.09.2020).

24. Методические рекомендации по организации итоговой аттестации при реализации дополнительных профессиональных программ (Письмо Минобрнауки России от 30.02.2015 № АК-820/06) – URL: https://www.dpomos.ru/upload/ iblock/e9c/AK_820_06.pdf (дата обращения 14.09.2020).

25. Федеральный закон от 29.12.2012 (ред. от 02.12.2019) N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 11.09.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх