Improving the Readiness of Teachers-Psyuchologists to Solve Professional Problems Using the Workshop Tools

 
PIIS181570410020902-7-1
DOI10.54884/S181570410020902-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor of Pedagogics and Psychology of Primary Education Department
Affiliation: Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky
Address: Russian Federation, Yaroslavl
Journal nameMan and Education
EditionIssue 3 (64)
Pages117-123
Abstract

The article presents an analysis of the experience of using the workshop as a technology for dynamic training of teachers-psychologists in the system of continuing professional education. Typical difficulties of specialists are described, the effectiveness of the work is proved on the basis of recorded changes in the structure of readiness for the implementation of psychological and pedagogical support in accordance with modern regulatory requirements.

 

Keywordseducational psychologist, andragogical practice, continuing professional education, dynamic training, workshop
Received27.06.2022
Publication date27.06.2022
Number of characters19968
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Организация психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении – это системное требование, определяемое всеми нормативно-правовыми документами, регламентирующими работу сферы образования. В настоящее время перед службой практической психологии образовательного учреждения возникают задачи пересмотра системы организации собственной деятельности в соответствии с комплексом требований к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы общего образования. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) [10] выдвигают совокупность требований к описанию стратегии деятельности через создание ряда психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы, а профессиональный стандарт педагога-психолога (психолога сферы образования) [7] особое внимание требует при этом обратить на оказание помощи лицам, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
2 В подобной ситуации специалистами должен быть проведен подробный анализ собственной деятельности и пересмотрена система внутренней рабочей документации, согласно которой организуется работа специалиста и выстраивается его взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений, внесены необходимые изменения и коррективы.
3 К такому формату работы, безусловно, требуется определенная подготовка. На основании данных, полученных в рамках организованных со специалистами службы практической психологии образования г. Ярославля в 2018-19 гг. фокус-групп, нами выявлены типичные затруднения, с которыми сталкиваются педагоги-психологи на первых этапах подобной деятельности.
4 К началу работы по пересмотру деятельности только 14% из числа участников встреч были уверены, что в полной мере знают систему нормативных требований к построению профессиональной деятельности в современных условиях.
5 Минимальные трудности педагоги-психологи испытывают при описании условий организации сопровождения образовательного процесса с учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся: 79% участников ответили, что осведомлены об этом в полном объеме и 21% – частично. Этот аспект работы традиционно является основой построения системы профессиональной деятельности психолога и, в связи с этим, не вызывает затруднений.
6 Максимальные сложности вызвало понимание блоков, связанных с формулировкой способов обеспечения диверсификации уровней и вариативности направлений и форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений. 57% опрошенных психологов на первых этапах работы заявили об абсолютной неосведомленности в вопросах диверсификации и 71% испытывают определенные сложности при необходимости соотнесения традиционно реализуемых направлений работы с требованиями программных документов.

views: 248

Readers community rating: votes 0

1. Degtyareva E.A. Vorkshop kak sredstvo formirovaniya gotovnosti k innovatsionnoj deyatel'nosti // Kontsept. – 2017. – T. 31. – S. 1386–1390.

2. Makarova L.N., Sharshov I.A. Kompetentnostno-razvivayuschaya model' povysheniya kvalifikatsii pedagogicheskikh kadrov // Obrazovanie i obschestvo. – 2011. ¬– №4. – S. 14–17.

3. Maksimenko V. V. Formy obucheniya uchitelej // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. –2014. – №4 (132). ¬– S.54–58.

4. Maron A. E., Zakutnyaya T. V. Veduschie strategii konstruirovaniya andragogicheskikh praktik v sisteme obucheniya vzroslykh // Chelovek i obrazovanie. – 2015. – № 4 (45). – S. 33‐36.

5. Ovcharova R.V. Spravochnaya kniga shkol'nogo psikhologa. – M.: Prosveschenie, 1993. – 256 s.

6. Pavlova O.V. Sovremennye tekhnologii obucheniya vzroslykh v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya // Chelovek i obrazovanie. – 2016. – № 2 (47). – S.86–91.

7. Professional'nyj standart. Pedagog-psikholog (psikholog v sfere obrazovaniya). Ehlektronnyj resurs: http://.profstandart.rosmintrud.ru

8. Serafimovich I.V., Belyaeva O.A. Professionalizatsiya myshleniya i psikhologo-pedagogicheskaya podgotovka pedagogov k rabote s lichnostnymi rezul'tatami obuchayuschikhsya sredstvami vorkshopa // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: pedagogika, psikhologiya, sotsiokinetika. – 2019. – №2. – S.114–118.

9. Serafimovich I.V., Belyaeva O.A. Tekhnologiya dinamicheskogo obucheniya pedagogov kak osnova formirovaniya lichnostnykh obrazovatel'nykh rezul'tatov obuchayuschikhsya: uchebno-metodicheskoe posobie. – Yaroslavl': GAU DPO YaO IRO, 2019. – 134 s.

10. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty (FGOS). Ehlektronnyj resurs: http://fgos.ru

11. Fopel' K. Psikhologicheskie printsipy obucheniya vzroslykh. Provedenie vorkshopov: seminarov, master-klassov. – M.: Genezis, 2010. – 360 s.

12. Chto takoe Workshop? / sost. i avtor O.B. Chikurov. – Pskov, 2001. – 59 s.

13. Laal M., Laal A. Challenges for lifelong learning // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2012. – V. 47. – Rp. 1539–1544.

14. Laal M., Laal A. Collaborative learning: what is it? // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2012. – V. 31. – Rp. 491–495.

15. Leonard P.E. & Leonard L.J. The collaborative prescription: Remedy or reverie? // International Journal of Leadership in Education. – 2001. – N 4 (4). – Rp. 383–399.

Система Orphus

Loading...
Up