Повышение готовности педагогов-психологов к решению профессиональных задач средствами воркшопа

 
Код статьиS181570410020902-7-1
DOI10.54884/S181570410020902-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения
Аффилиация: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Адрес: Российская Федерация, Ярославль
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (64)
Страницы117-123
Аннотация

В статье представлен анализ опыта применения воркшопа как технологии динамического обучения педагогов-психологов в системе непрерывного профессионального образования. Дано описание типичных затруднений специалистов, эффективность работы доказана на основании зафиксированных изменений в структуре готовности к реализации психолого-педагогического сопровождения в соответствии с современными нормативными требованиями.

 

Ключевые словапедагог-психолог, андрагогическая практика, непрерывное профессиональное образование, динамическое обучение, воркшоп
Получено27.06.2022
Дата публикации27.06.2022
Кол-во символов19968
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Организация психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении – это системное требование, определяемое всеми нормативно-правовыми документами, регламентирующими работу сферы образования. В настоящее время перед службой практической психологии образовательного учреждения возникают задачи пересмотра системы организации собственной деятельности в соответствии с комплексом требований к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы общего образования. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) [10] выдвигают совокупность требований к описанию стратегии деятельности через создание ряда психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы, а профессиональный стандарт педагога-психолога (психолога сферы образования) [7] особое внимание требует при этом обратить на оказание помощи лицам, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
2 В подобной ситуации специалистами должен быть проведен подробный анализ собственной деятельности и пересмотрена система внутренней рабочей документации, согласно которой организуется работа специалиста и выстраивается его взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений, внесены необходимые изменения и коррективы.
3 К такому формату работы, безусловно, требуется определенная подготовка. На основании данных, полученных в рамках организованных со специалистами службы практической психологии образования г. Ярославля в 2018-19 гг. фокус-групп, нами выявлены типичные затруднения, с которыми сталкиваются педагоги-психологи на первых этапах подобной деятельности.
4 К началу работы по пересмотру деятельности только 14% из числа участников встреч были уверены, что в полной мере знают систему нормативных требований к построению профессиональной деятельности в современных условиях.
5 Минимальные трудности педагоги-психологи испытывают при описании условий организации сопровождения образовательного процесса с учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся: 79% участников ответили, что осведомлены об этом в полном объеме и 21% – частично. Этот аспект работы традиционно является основой построения системы профессиональной деятельности психолога и, в связи с этим, не вызывает затруднений.
6 Максимальные сложности вызвало понимание блоков, связанных с формулировкой способов обеспечения диверсификации уровней и вариативности направлений и форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений. 57% опрошенных психологов на первых этапах работы заявили об абсолютной неосведомленности в вопросах диверсификации и 71% испытывают определенные сложности при необходимости соотнесения традиционно реализуемых направлений работы с требованиями программных документов.

всего просмотров: 250

Оценка читателей: голосов 0

1. Дегтярева Е.А. Воркшоп как средство формирования готовности к инновационной деятельности // Концепт. – 2017. – Т. 31. – С. 1386–1390.

2. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Компетентностно-развивающая модель повышения квалификации педагогических кадров // Образование и общество. – 2011. ¬– №4. – С. 14–17.

3. Максименко В. В. Формы обучения учителей // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. –2014. – №4 (132). ¬– С.54–58.

4. Марон А. Е., Закутняя Т. В. Ведущие стратегии конструирования андрагогических практик в системе обучения взрослых // Человек и образование. – 2015. – № 4 (45). – С. 33‐36.

5. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1993. – 256 с.

6. Павлова О.В. Современные технологии обучения взрослых в системе непрерывного образования // Человек и образование. – 2016. – № 2 (47). – С.86–91.

7. Профессиональный стандарт. Педагог-психолог (психолог в сфере образования). Электронный ресурс: http://.profstandart.rosmintrud.ru

8. Серафимович И.В., Беляева О.А. Профессионализация мышления и психолого-педагогическая подготовка педагогов к работе с личностными результатами обучающихся средствами воркшопа // Вестник Костромского государственного университета. Серия: педагогика, психология, социокинетика. – 2019. – №2. – С.114–118.

9. Серафимович И.В., Беляева О.А. Технология динамического обучения педагогов как основа формирования личностных образовательных результатов обучающихся: учебно-методическое пособие. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. – 134 с.

10. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Электронный ресурс: http://fgos.ru

11. Фопель К. Психологические принципы обучения взрослых. Проведение воркшопов: семинаров, мастер-классов. – М.: Генезис, 2010. – 360 с.

12. Что такое Workshop? / сост. и автор О.Б. Чикуров. – Псков, 2001. – 59 с.

13. Laal М., Laal А. Challenges for lifelong learning // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2012. – V. 47. – Рp. 1539–1544.

14. Laal М., Laal А. Collaborative learning: what is it? // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2012. – V. 31. – Рp. 491–495.

15. Leonard P.E. & Leonard L.J. The collaborative prescription: Remedy or reverie? // International Journal of Leadership in Education. – 2001. – N 4 (4). – Рp. 383–399.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх