Магистерское педагогическое образование преподавателей инженерных дисциплин: ориентиры проектирования

 
Код статьиS181570410020894-8-1
DOI10.54884/S181570410020894-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующая кафедрой, профессор кафедры теории и истории педагогики, директор
Аффилиация: Институт педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: профессор кафедры теории и истории педагогики
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Доцент кафедры теории и истории педагогики
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Доцент кафедры теории и истории педагогики
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (64)
Страницы95-101
Аннотация

В статье представлена теоретическая модель образовательной программы магистратуры «Инженерная аксиология» для преподавателей инженерных дисциплин по направлению подготовки «Педагогическое образование». Суть модели состоит в том, что в данной образовательной программе акцентируется внимание на аксиологическом подходе в образовательной деятельности преподавателей инженерных дисциплин. В соответствии с моделью профессиональное педагогическое образование преподавателей позволяет осуществить интеграцию психолого-педагогической и отраслевой технологической подготовки.

 

Ключевые словаинженерная педагогика, магистратура, педагогическое образование, гуманитаризация инженерного образования, инженерная аксиология, воспитание ценностного отношения к профессии инженера, ценностно-акцентированное образование, профессионально-педагогическая подготовка преподавателей технических дисциплин
Получено27.06.2022
Дата публикации27.06.2022
Кол-во символов18836
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Формирование престижа профессии инженера у выпускников колледжей и вузов является одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики наравне с обеспечением безопасности страны. Важнейшим основанием инженерной деятельности является ее ценностно-целевая направленность. Особенная ответственность за последствия собственной деятельности, лежащая на профессии инженера, актуализирует аксиологический компонент в подготовке будущих специалистов [1].
2 В научном плане, как известно, данная проблематика разрабатывается в области инженерной педагогики. Изначально инженерная педагогика понималась как педагогическая теория, позволяющая «обосновать развитие системы подготовки инженерных кадров и преподавателей высшей технической школы как важнейшей подсистемы в неразрывной триаде «образование – наука – производство» [2]. Однако к настоящему времени инженерная педагогика рассматривается гораздо шире: и как отрасль педагогической науки (научная педагогическая дисциплина), и как сфера деятельности человека.
3 Своеобразными маркерами этой практической деятельности являются созданное в 1972 году Международное общество по инженерной педагогике, действующие российские центры инженерной педагогики, созданные в вузах.
4 Необходимо отметить, что мнения о целесообразности получения именно педагогического образования преподавателями инженерных дисциплин полярно разные. В частности, еще в 1977 году Адольф Мелецинек, основатель Международного общества по инженерной педагогике, в своей книге «Инженерная педагогика» сформулировал идею о необходимости получения систематического педагогического образования для преподавателей технических дисциплин [3].
5 Однако современные исследователи В.М. Приходько, А.Н. Соловьев допускают, что «прием на работу преподавателей, их продвижение по «карьерной лестнице» следует осуществлять с учетом их педагогических компетенций» [4], но при этом о необходимости именно педагогического образования не упоминают.
6 Авторы данной статьи придерживаются мнения И.А. Негодаева о смысле инженерного образования. По сути, преподаватель инженерных дисциплин решает в комплексе три сложнейших задачи инженерного образования:
  • во-первых, воспитание будущего инженера как человека и гражданина, проявляющего «самосознание, политическую ориентацию, нравственность, эстетическую восприимчивость красоты человека и природы, дисциплину и ответственность, гармонию его духа и тела» [5];
  • во-вторых, воспитание субъекта творческой профессии, готового к принятию нестандартных решений на широкой междисциплинарной основе;
  • в-третьих, подготовка будущего специалиста в инженерном деле.
7 На первый взгляд возможны различные пути достижения успехов в совершенствовании педагогического опыта преподавателей инженерных дисциплин: курсы повышения квалификации, смотры и мастер-классы педагогического мастерства, обмен деятельностями и накопленным педагогическим опытом на заседаниях методических советов, участие в проводимых научно-практических конференциях и пр. Но все эти формы носят краткосрочный, эпизодический (дискретный) характер. Необходимо систематическое профессиональное становление и педагогического опыта, и педагогического мировоззрения. Решение этой задачи возможно в рамках получения систематического педагогического образования, например, в педагогической магистратуре.

всего просмотров: 311

Оценка читателей: голосов 0

1. Козлова А.Г. Инженерная аксиология как составляющая образовательного процесса // Среднее профессиональное образование.- 2016 (9).- С.12-14.

2. Приходько В., Сазонова З. Инженерная педагогика: становление, развитие, перспективы//Высшее образование в России.- 2007.- №1, С. 10-25.

3. Приходько В.М., Сазонова З.С. Адольф Мелецинек и инженерная педагогика// Высшее образование в России. 2013. -№ 2. -С. 57-61.

4. Касьян Е.В. Аксиологические основы современного инженерного образования Адрес статьи: www.gramota.net/materials/1/2007/7-2/28.html Альманах современной науки и образования Тамбов: Грамота, 2007. № 7 (7): в 2-х ч. Ч. II. C. 70-72.

5. Негодаев И.А. Философия техники. – Ростов-на-Дону.: Изд. Центр ДГТУ, 1997 , с. 4.

6. Горшкова В.В. Взрослый как субъект непрерывного профессионального образования. – СПб., 2004.- с. 54-67.

7. Лебедева Л.И. Магистерское образование как обучение взрослого человека// Человек и образование. 2008.- № 3 (16). - С. 36-39.

8. Blaschke, Lisa Heutagogy and lifelong learning: A review of heutagogical practice and self-determined learning. Oldenburg University / University of Maryland University College IRRODL Volume 13, Number 1, Jan 17, 2012. (дата обращения 21.07.2020).

9. Каргина З.А. Индивидуализация, персонализация, персонификация – ведущие тренды развития образования в XXI веке: обзор современных научных исследований // Наука и образование: современные тренды: кол. моногр. (Чебоксары, 31 июля 2015 г.) / гл. ред. О.Н. Широков. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 172-187.

10. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 608н).

11. Романенко Н.М., Павлова Е.А. Генезис ценностных основ инженерной деятельности// Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2016.- № 3.- С. 21-26.

12. Бегидова С.Н., Липилина Е.Ю. Творческий потенциал личности будущего инженера// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2010.- № 1.- С. 22-26.

13. Гусейнов О.М., Гусейнова Ж.О. Природа, интересы и потребности человека// Социально-гуманитарные знания.- 2010.- №1.- С. 311-322.

14. Буравлева Н.А. Ценностные ориентации студентов //Вестник ТГПУ.- 2011. Выпуск 6 (108).- С. 124-129.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх