The choice of the individual way of teacher’s professional development

 
PIIS181570410020879-1-1
DOI10.54884/S181570410020879-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Head of the Laboratory
Affiliation: Branch of the Institute of Education Management in St. Petersburg RAE
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 3 (64)
Pages11-15
Abstract

In the article, as part of the research of the modern teachers training system dynamics, the need for in-depth consulting of educational needs of teachers different categories is substantiated. The categories of teachers that require a special approach when creating an individual educational route are indicated. The meaning of the mentoring development, coaching in the teachers training system is revealed. The role of off-system resources is shown.

 

Keywordsteachers in-service training system, individual (personified) educational path, coaching, mentoring, mentor, curator, non-systemic resources of non-formal education
Received27.06.2022
Publication date27.06.2022
Number of characters12472
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Сегодня входят в ежедневную практику дополнительного профессионального образования педагогических работников новые формы, новые ориентиры, новые ценности образования, характерные для взрослых обучающихся [10]. Ценностные основания образования взрослых (взаимосвязь гуманизации и непрерывности, обеспечивающая поддержание личностного развития взрослого и достижение посредством образования социального равенства [7], а также иные ценности и гуманитарные принципы развития сферы образования взрослых) логично дополнены востребованностью персонифицированного образования. Его ценность и целостность в том, что персонифицированность позволяет развивать субъектность и обучающегося, и педагога на разных этапах образования. При этом необходимо отметить, что персонифицированный образовательный путь позволяет учитывать особенности разных категорий обучающихся работников образования, проектирующих индивидуальный путь повышения своей профессиональной квалификации [9].
2 В рамках исследования особенностей современной системы повышения квалификации работников образования важно выделить уже на стадии разработки рекомендованного минимума модулей повышения квалификации педагогов для формирования индивидуального (персонифицированного) образовательного пути следующие категории работников образования:
  1. Педагоги, которым требуется только документ о плановом прохождении курсов повышения квалификации. Как правило, это действующие педагоги, работающие в образовательной организации, имеющие определенный опыт работы, который позволяет им уверенно находиться в профессии. Цель повышения квалификации – подтверждение соответствия занимаемой должности (аттестация).
  2. Потенциальные педагогические работники с высшим непедагогическим гуманитарным образованием, пришедшие из другой специальности, которым требуется глубокая переподготовка. Это специалисты, кардинально меняющие свою профессию (пришедшие из другой гуманитарной сферы деятельности, иногда другой отрасли). Повышение квалификации обеспечивает вход в профессию посредством квалификационного экзамена.
  3. Педагоги, пришедшие в образование с непедагогической специальностью, которым необходимы адаптация к педагогической деятельности, знания в области теории и реализации педагогических практик, адаптации знаний своей специальности к методикам, приемам их подачи в системе образования. Как правило, к ним относятся специалисты, меняющие свою профессию с активной деятельности на обучение данной деятельности других в рамках предметной деятельности общеобразовательной организации или организации, обучающей по специальным (углубленным) программам, программа СПО. Причины освоения новой (педагогической) сферы деятельности через программы повышения квалификации разные: падение престижа, востребованности профессии, личные причины неприятия профессии, профессиональные заболевания, желание передать профессиональное мастерство молодежи.
  4. Педагоги, которые обращаются в организацию, реализующую программы повышения квалификации, для пополнения своих выявленных дефицитов (самим педагогом или методическими службами). К ним относятся действующие педагоги, работающие в образовательной организации. Причины – появление проблем в процессе ежедневной профессиональной деятельности (выявление дефицитов методистами, руководителями системы образования, проч.).
  5. Педагоги, ориентированные на собственное опережающее профессиональное развитие. Это педагоги, являющиеся активными субъектами современной системы образования. Цель повышения квалификации – стремление педагога к непрерывному профессиональному и личностному развитию.

views: 253

Readers community rating: votes 0

1. Vanykina G.V. Trening, fasilitatsiya, kouching i mentoring v nepreryvnom obrazovanii / G.V. Vanykina, T.O. Sundukova // Ehlektronnoe obuchenie v nepreryvnom obrazovanii 2016. III Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya: sbornik nauchnykh trudov. – Ul'yanovsk: UlGTU, 2016. – S. 648-655.

2. Gribov P.G. Organizatsionnyj mekhanizm predostavleniya konsaltingovykh uslug v sfere vysshego obrazovaniya: avtoreferat diss … kand. ehkonom. nauk. – M.: MGU im. M.V. Lomonosova, 2013. – 24 s.

3. Zakharova I.M. Obosnovanie napravlenij sovershenstvovaniya sistem dopolnitel'nogo obrazovaniya v usloviyakh ehkonomiki znanij. Rezhim dostupa: http://www.ogbus.ru/authors/Zhaharova/Zhaharova_1.pdf [data obrascheniya: 03.06.2020].

4. Ilakavichus M.R. Teoreticheskie osnovy vzaimodejstviya formal'nogo i neformal'nogo ob¬razovaniya vzroslykh: avtoref. dis… d. ped. nauk. – M.: ISRO RAO, 2018. – 40 s.

5. Kuznetsova A. G. Sozdanie i realizatsiya urovnevoj modeli povysheniya kvalifikatsii, orientirovannoj na obespechenie gotovnosti pedagogicheskikh i rukovodyaschikh rabotnikov sistemy obrazovaniya k vvedeniyu FGOS // Munitsipal'noe obrazovanie: innovatsii i ehksperiment. – 2011. – № 5. – S. 72-74.

6. Pedan V.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'nogo samoopredeleniya starsheklassnikov na osnove sobytijnykh setej: avtoref. dis … kand. ped. nauk. – SPb-M.: IUO RAO, 2017. – 27 s.

7. Ponomaryova O.N. Povyshenie kvalifikatsii uchitelej: problemy i puti resheniya v rossijskom obrazovanii // Izvestiya PGPU im. V. G. Belinskogo. - 2012. - № 28. - S. 957-960.

8. Sobytijnaya set' kak osnova formirovaniya obrazovatel'nogo puti raznovozrastnogo soobschestva: sbornik statej / pod red. M.S. Yakushkinoj. – SPb.: SPb IUO RAO, 2019. – 278 s.

9. Solov'eva Yu.A. Personifikatsiya professional'nogo razvitiya pedagogov v formal'nom i neformal'nom povyshenii kvalifikatsii / Yu.A. Solov'eva, E.A. Nagrelli // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, 2018. - T. 1. - № 2(49). - S. 20-28.

10. Frumina E.L. Nepreryvnoe obrazovanie dlya pedagogov: modeli i osobennosti // Nepreryvnoe obrazovanie v politicheskom i ehkonomicheskom kontekstakh / pod red. G.A.Klyuchareva. - M.: IS RAN, 2008. - S. 274-292.

Система Orphus

Loading...
Up