Выбор индивидуального пути повышения квалификации работников образования

 
Код статьиS181570410020879-1-1
DOI10.54884/S181570410020879-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заведующая лабораторией
Аффилиация: СПб филиала ФГБНУ «Институт управления образованием РАО»
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (64)
Страницы11-15
Аннотация

В статье в рамках исследования современной системы повышения квалификации работников образования обоснована необходимость глубокого консалтинга образовательных потребностей разных категорий педагогических работников, которые требуют особенного подхода при создании индивидуального образовательного маршрута. Раскрыт смысл развития менторинга и консалтинга в системе повышения квалификации работников образования, показана роль внесистемных ресурсов.

 

Ключевые словасистема повышения квалификации работников образования, индивидуальный (персонифицированный) образовательный путь, коучинг, менторинг, наставник, куратор, внесистемные ресурсы неформального образования
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках исполнения государственного задания на 2020 год ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования» по теме «Моделирование региональной системы повышения квалификации работников образования в условиях развития пространства непрерывного образования РФ».
Получено27.06.2022
Дата публикации27.06.2022
Кол-во символов12472
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Сегодня входят в ежедневную практику дополнительного профессионального образования педагогических работников новые формы, новые ориентиры, новые ценности образования, характерные для взрослых обучающихся [10]. Ценностные основания образования взрослых (взаимосвязь гуманизации и непрерывности, обеспечивающая поддержание личностного развития взрослого и достижение посредством образования социального равенства [7], а также иные ценности и гуманитарные принципы развития сферы образования взрослых) логично дополнены востребованностью персонифицированного образования. Его ценность и целостность в том, что персонифицированность позволяет развивать субъектность и обучающегося, и педагога на разных этапах образования. При этом необходимо отметить, что персонифицированный образовательный путь позволяет учитывать особенности разных категорий обучающихся работников образования, проектирующих индивидуальный путь повышения своей профессиональной квалификации [9].
2 В рамках исследования особенностей современной системы повышения квалификации работников образования важно выделить уже на стадии разработки рекомендованного минимума модулей повышения квалификации педагогов для формирования индивидуального (персонифицированного) образовательного пути следующие категории работников образования:
  1. Педагоги, которым требуется только документ о плановом прохождении курсов повышения квалификации. Как правило, это действующие педагоги, работающие в образовательной организации, имеющие определенный опыт работы, который позволяет им уверенно находиться в профессии. Цель повышения квалификации – подтверждение соответствия занимаемой должности (аттестация).
  2. Потенциальные педагогические работники с высшим непедагогическим гуманитарным образованием, пришедшие из другой специальности, которым требуется глубокая переподготовка. Это специалисты, кардинально меняющие свою профессию (пришедшие из другой гуманитарной сферы деятельности, иногда другой отрасли). Повышение квалификации обеспечивает вход в профессию посредством квалификационного экзамена.
  3. Педагоги, пришедшие в образование с непедагогической специальностью, которым необходимы адаптация к педагогической деятельности, знания в области теории и реализации педагогических практик, адаптации знаний своей специальности к методикам, приемам их подачи в системе образования. Как правило, к ним относятся специалисты, меняющие свою профессию с активной деятельности на обучение данной деятельности других в рамках предметной деятельности общеобразовательной организации или организации, обучающей по специальным (углубленным) программам, программа СПО. Причины освоения новой (педагогической) сферы деятельности через программы повышения квалификации разные: падение престижа, востребованности профессии, личные причины неприятия профессии, профессиональные заболевания, желание передать профессиональное мастерство молодежи.
  4. Педагоги, которые обращаются в организацию, реализующую программы повышения квалификации, для пополнения своих выявленных дефицитов (самим педагогом или методическими службами). К ним относятся действующие педагоги, работающие в образовательной организации. Причины – появление проблем в процессе ежедневной профессиональной деятельности (выявление дефицитов методистами, руководителями системы образования, проч.).
  5. Педагоги, ориентированные на собственное опережающее профессиональное развитие. Это педагоги, являющиеся активными субъектами современной системы образования. Цель повышения квалификации – стремление педагога к непрерывному профессиональному и личностному развитию.

всего просмотров: 255

Оценка читателей: голосов 0

1. Ваныкина Г.В. Тренинг, фасилитация, коучинг и менторинг в непрерывном образовании / Г.В. Ваныкина, Т.О. Сундукова // Электронное обучение в непрерывном образовании 2016. III Международная научно-практическая конференция: сборник научных трудов. – Ульяновск: УлГТУ, 2016. – С. 648-655.

2. Грибов П.Г. Организационный механизм предоставления консалтинговых услуг в сфере высшего образования: автореферат дисс … канд. эконом. наук. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2013. – 24 с.

3. Захарова И.М. Обоснование направлений совершенствования систем дополнительного образования в условиях экономики знаний. Режим доступа: http://www.ogbus.ru/authors/Zhaharova/Zhaharova_1.pdf [дата обращения: 03.06.2020].

4. Илакавичус М.Р. Теоретические основы взаимодействия формального и неформального об¬разования взрослых: автореф. дис… д. пед. наук. – М.: ИСРО РАО, 2018. – 40 с.

5. Кузнецова А. Г. Создание и реализация уровневой модели повышения квалификации, ориентированной на обеспечение готовности педагогических и руководящих работников системы образования к введению ФГОС // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2011. – № 5. – С. 72-74.

6. Педан В.А. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников на основе событийных сетей: автореф. дис … канд. пед. наук. – СПб-М.: ИУО РАО, 2017. – 27 с.

7. Пономарёва О.Н. Повышение квалификации учителей: проблемы и пути решения в российском образовании // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 957-960.

8. Событийная сеть как основа формирования образовательного пути разновозрастного сообщества: сборник статей / под ред. М.С. Якушкиной. – СПб.: СПб ИУО РАО, 2019. – 278 с.

9. Соловьева Ю.А. Персонификация профессионального развития педагогов в формальном и неформальном повышении квалификации / Ю.А. Соловьева, Е.А. Нагрелли // Отечественная и зарубежная педагогика, 2018. - Т. 1. - № 2(49). - С. 20-28.

10. Фрумина Е.Л. Непрерывное образование для педагогов: модели и особенности // Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / под ред. Г.А.Ключарева. - М.: ИС РАН, 2008. - С. 274-292.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх