Relations in education system: management possibilities

 
PIIS181570410020878-0-1
DOI10.54884/S181570410020878-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor
Affiliation: St. Petersburg Branch of the National Research University Higher School of Economics
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 3 (64)
Pages4-10
Abstract

The article shows that many of transformational processes taking place in the education system have spontaneous and hidden nature. This refers to the greatest extent to the relations between the participants in the educational process. The possibility of managing these relations is being considered.

 

Keywordsgeneral education, value of education, goals of education, subjects of the educational process, management of relations between subjects of the educational process
Received26.06.2022
Publication date27.06.2022
Number of characters19337
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Потенциал системы образования определяется ценностью образования, которое может обеспечить образовательная система и зависит от значимости образовательных результатов и цены их достижения.
2 Результаты школьного образования можно рассматривать как совокупность приобретённых ресурсов, имеющих личностное и/или социальное значение, а цену достижения этих результатов как совокупность затраченных ресурсов (прежде всего времени), которые уже нельзя использовать для достижения других результатов, также имеющих значение для развития личности. Другая составляющая «цены» – качество образовательного процесса, которое определяется условиями образовательной деятельности и характером отношений между участниками образовательного процесса.
3 Проблема заключается в том, что значимость результатов школьного образования не соответствует социальным ожиданиям, а цена их достижения возрастает.
4 Современная система школьного образования сформировалась в индустриальную эпоху, в которую сложился и образ жизни, соответствующий особенностям своего времени. Основным фактором, влияющим на формирование образа жизни людей в индустриально развитых странах, стал процесс урбанизации. В условиях перехода к постиндустриальному обществу, которое определяют как информационное, в образе жизни людей происходят существенные изменения. К вызовам современного общества относят ускорение темпов изменений, сложность их прогнозирования даже в краткосрочной перспективе, необходимость одновременного решения многих задач, рост многообразия источников информации, вариативность сценариев общественного развития. Иными словами, происходит значительное расширение ситуаций выбора в разных сферах жизнедеятельности, в которых взрослые люди должны самостоятельно принимать решения [3].
5 Ситуация коронавирусной пандемии обнажила проблему адаптации к меняющимся условиям жизни. В постиндустриальном обществе получила распространение концепция креативного города, в структуре которого важную роль играют общественные пространства (кафе, магазины, парки, пешеходные улицы и т.д.), существенно влияющие на образ жизни людей. Условия карантина потребовали от людей изменить привычный образ жизни, рассматривая общественное пространство как зоны опасности. Возникла проблема адаптации людей к стремительно изменившимся условиям жизни. Быстро стало ясным, что решение данной проблемы связано со способностью людей к самодисциплине и самоорганизации. Понятно, что карантин можно рассматривать как временное явление, но при этом надо учитывать возможность и других изменений в обществе, которые потребуют освоения иного образа жизни.
6 Новые явления в жизни общества обуславливают необходимость в развитии у людей способности принимать решения в ситуации выбора, определять программу собственной деятельности и изменять образ жизни, адаптируясь к изменениям условий жизни [1].

views: 290

Readers community rating: votes 0

1. Asmolov A.G. Psikhologiya sovremennosti: vyzovy neopredelyonnosti, slozhnosti i raznoobraziya// Psikhologicheskie issledovaniya. 2015. T. 8, № 40. S. 1.

2. Bolotov V.A. Proshloe, nastoyaschee i vozmozhnoe buduschee rossijskoj sistemy otsenki kachestva obrazovaniya. //Voprosy obrazovaniya.- 2018.- №3.- S.287-297.

3. Druker Piter F. Zadachi menedzhmenta v XXI veke. – M.: Izdatel'skij dom «Vil'yams», 2007.- 432 s.

4. De Karte Ehrik. Proektirovanie uchebnogo protsessa: sozdanie vysokoehffektivnykh obrazovatel'nykh sred dlya razvitiya navykov samoregulyatsii (per. s ang.) – Voprosy obrazovaniya.- 2019.- №4.- S.30-70.

5. Na poroge zrelosti: sotsial'nyj portret vypusknika Sankt-Peterburgskoj shkoly: uchebno-metodicheskoe posobie/ S.G. Vershlovskij, M.D. Matyushkina, I.A, Persianov, D.L. Grigorenko; pod red. S.G. Vershlovskogo. – SPb.: SPbAPPO, 2010.- 114 s.

Система Orphus

Loading...
Up