Emotional burnout of mothers as socio-psychological phenomenon in the context of modern culture

 
PIIS181570410020871-3-1
DOI10.54884/S181570410020871-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Post-Graduate Student of the Department of Social Psychology
Affiliation: Saint-Petersburg State University
Address: Russian Federation, Saint Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 1 (62)
Pages138-144
Abstract

The article is devoted to the description of various approaches to the study of the phenomenon of motherhood at different stages of the cultural and historical development of society. It is shown that the use of the term “emotional burnout” can be extended to women on maternity leave too. This approach is the basis for the development of a package of measures to prevent maternal burnout and to work with this condition at the level of healthcare institutions.

Keywordsemotional burnout, motherhood, parent-child relationships, social role, women emancipation
Received26.06.2022
Publication date26.06.2022
Number of characters20370
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1

Практический опыт работы с женщинами, находящимися в отпуске по уходу за ребёнком, показывает, что для многих из них материнство оказывается гораздо более стрессогенным, чем они ожидали. В обывательской среде состояние эмоциональной подавленности молодой матери называют «послеродовой депрессией», заимствуя этот термин из психологии. Психологи-консультанты и психотерапевты – Л.В. Петрановская, Ю.Б. Гиппенрейтер, Г.Г. Филиппова, С.С. Пименова, Е.С. Патрикеева и др. – в работе с молодыми мамами называют их состояние «материнским эмоциональным выгоранием». Однако после включения синдрома эмоционального выгорания в Международную классификацию болезней (МКБ) в мае 2019 года использование этого термина для материнства ставится под сомнение ввиду четкого указания в тексте документа на применимость термина исключительно к «работникам помогающих профессий» [10]. Такая ситуация представляется проблемной. С целью разрешения этой проблемы предлагаем рассматривать материнство как особый вид деятельности – не профессиональной в привычном смысле этого слова, но от того – не менее сложный по своей сути и требующий не меньших, а, возможно, и больших затрат эмоционального ресурса женщины-матери. Логике построения такой аналогии и посвящается наша статья.

2

Материнство по праву можно назвать сложным социально-психологическим феноменом, который складывается из биологических механизмов, социально-культурного влияния и индивидуальных особенностей. Материнская функция обусловлена и биологическими, и культурными факторами. При этом для женщины как биологического вида высшей ступени эволюционного развития характерно преобладание социальных основ формирования материнской модели поведения. Такое двоякое понимание природы материнско-детских отношений отражено в двух подходах к изучению материнства: биологическом и социокультурном.

3

С одной стороны, материнство – это естественная функция женщины как биологического вида. Выполнение роли матери обусловливает саму суть продолжения человеческого рода. Поскольку природа предусмотрела столь продолжительный период детства человеческого существа, во время которого ребёнку жизненно необходима забота взрослого, роль матери в этом процессе трудно переоценить. Именно этой точки зрения придерживаются сторонники этологического подхода к пониманию феномена материнства. Так, в работах М. Мид [11, с. 3] отмечается, что проявления материнской заботы и привязанности к ребенку настолько глубоко заложены в биологические условия зачатия, вынашивания, специфику кормления ребенка, что только мощное влияние социальных установок общества может изменить эти естественные аспекты материнства и отношение женщин к ним.

4

С другой стороны, существует целый ряд исследований, которые показывают, что для высших ступеней эволюционного развития характерно увеличение социальных факторов формирования материнского поведения. Одним из примеров является исследование Дж. Митчелла и М. Харлоу, которые изучали родительское поведение животных. Помещенные в ситуацию родительской изоляции макаки продемонстрировали видимое снижение их эффективности в выполнении материнских функций. Иными словами, те обезьяны, которые не имели опыта взаимодействия с собственными матерями, оказались неуспешными матерями для своих детёнышей [18]. Эти наблюдения позволяют сделать вывод о том, что материнство – это во многом проявление социальной экспрессии.

views: 225

Readers community rating: votes 0

1. Badinter E. Mother love: Myth and reality: motherhood in modern history. Macmillan; 1st edition – 1981. – 360 p.

2. Bowlby J. Maternal Care and Mental Health. Geneva: World Health Organization, 1951. – 194 p.

3. Psychological aspects of a first pregnancy and early postnatal adoptation. P.M. Shereshefsky and L.J. Yarrow adds. NJ., Raven Press Publ. – 1973.

4. Ajvazyan E.B., Arina G.A., Nikolaeva V.V. Telesnyj i ehmotsional'nyj opyt v strukture vnutrennej kartiny beremennosti, oslozhnennoj akusherskoj i ehkstragenital'noj patologiej // Vestnik MGU, Seriya «Psikhologiya». – 2002. – № 3. – S. 3-18.

5. Boluchevskaya V.V. Professional'noe samoopredelenie buduschikh spetsialistov pomogayuschikh professij: monogr. – Volgograd: Izd-vo VolGMU, 2010. – 264 s.

6. Garbuzov V.I. Nevrozy detskogo vozrasta i ikh profilaktika. – L.: Znanie, 1982. – 16 s.

7. Zhedunova L.G., Ponomareva D.A. Lichnostnye determinanty perezhivaniya krizisa pervoj beremennosti // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. – 2010. – № 1. – S 181-184.

8. Il'ina I.Yu. Affektivnoe povedenie i ego korrektsiya v mladshem doshkol'nom vozraste: dis. … kand. ps. nauk: 19.00.07. M., 1996. – 160 s.

9. Klimov E.A. Psikhologiya professionala. – M.: Izd-vo «Institut prakticheskoj psikhologii»; Voronezh: NPO «MODEhK», 1996. – 400 s.

10. Mezhdunarodnaya klassifikatsiya boleznej: «professional'nyj sindrom» ehmotsional'nogo vygoraniya/ Global'nyj veb-sajt «Vsemirnaya organizatsii zdravookhraneniya. Rezhim dostupa: https://www.who.int/mental_health/evidence/burn-out/ru/, data obrascheniya: 10.08.2019 15:54.

11. Mid M. Kul'tura i mir detstva. – M.: Nauka, 1988. – 429 s.

12. Milakova V.V. Psikhologicheskie osobennosti professional'nogo samoopredeleniya buduschikh spetsialistov pomogayuschikh professij sotsionomicheskogo tipa: avtoref. dis. … kand. ps. nauk: 19.00.13. Astrakhan', 2007. – 23 s.

13. Rejkovskij Ya. Prosotsial'naya deyatel'nost' i ponyatie sobstvennogo «Ya» // Vestn. Mosk. un-ta. – Ser.14. – 1981. – № 1. – S. 14-22.

14. Skoroumova S.N., Isaev V.P. Spetsifika professional'noj deyatel'nosti spetsialistov pomogayuschikh professij // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. – 2013. № 4. S. 186-190.

15. Spivakovskaya A.S. Psikhoprofilaktika detskikh nevrozov. Kompleksnaya psikhologicheskaya korrektsiya. M.: MGU, 1988. – 200 s.

16. Filippova G.G. Psikhologiya materinstva: uchebnoe posobie. M.: Izd-vo Instituta psikhoterapii, 2002. – 240 s.

17. Frejd 3. Tri ocherka po teorii seksual'nosti Vostochno-Evropejskij Institut psikhoanaliza, 2017. – 224 s.

18. Khajnd R. Povedenie zhivotnykh. – M., 1999. – 856 s.

19. Khorni K. Nevroticheskaya lichnost' nashego vremeni. Samoanaliz. Ajris-Press, 2004. – 464 s.

20. Ehjdemiller Eh.G. Detskaya psikhiatriya. – SPb.: Piter, 2005. – 1120 s.

21. Ehnns E.A. Psikhologicheskaya kharakteristika pomogayuschikh professij // Sovremennaya psikhologiya: materialy Mezhdunar. nauch. konf. (g. Perm', iyun' 2012 g.). – Perm': Merkurij, 2012. – S. 92-93.

22. Ehrikson Eh. Detstvo i obschestvo. Izd. 2-e, pererab. i dop.: per. s angl. – SPb.: Lenato, ACT, Fond «Universitetskaya kniga», 1996. – 592 s.

Система Orphus

Loading...
Up