Health Creation as a Basic Component of Educational Institution Activities

 
PIIS181570410020870-2-1
DOI10.54884/S181570410020870-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor of the Department of Life Safety and Protection of Health
Affiliation: Leningrad Regional Institute of Education Development
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Senior Lecturer of the Department of Life Safety and Protection of Health
Affiliation: State Autonomous Educational Institution of Additional Professional Education "Leningrad Regional Institute of Education Development"
Address: Russian Federation, Saint-Petersburg
Occupation: Head of the Department of Life Safety and Health Protection
Affiliation: State Autonomous Educational Institution of Additional Professional Education "Leningrad Regional Institute of Education Development"
Address: Russian Federation, Saint-Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 1 (62)
Pages132-137
Abstract

The article analyzes the terminological field that characterizes the description of activities aimed at preserving, improving and maintaining the health of the subjects of education. An attempt is made to create a scientific thesaurus of the conceptual field of activity of the department of life safety and health protection and to clarify the terms: «health creation», «health saving», «health formation», «healthy lifestyle», «health culture», «health education», health subjects of education, etc.

 

Keywordshealth, health creation, health preservation, health formation, healthy lifestyle, health culture, health education
Received26.06.2022
Publication date26.06.2022
Number of characters13264
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Современный человек живет в условиях напряженности – информационной, экологической, эмоциональной, хронометрической. Исследователи подчеркивают растущий уровень стрессогенности окружающей среды. Все больше людей отмечают у себя синдром хронической усталости, растет уровень невротизации всех возрастных групп населения, падает продолжительность жизни у ряда социальных групп людей. В таких условиях задачи сохранения, укрепления и развития здоровья человека становятся приоритетными для общества. Проблемы, связанные с сохранением, укреплением и формированием культуры здоровья, имеют междисциплинарную природу и требуют взаимодействия специалистов в различных областях научного знания: педагогики, социологии, психологии, экономики, биологии, гигиены, медицины, экологии и других наук, в поле зрения которых попадает человек и его здоровье [8].
2 Идея здоровьесозидания нации – новое перспективное направление исследования – получила отражение в программных документах. В условиях модернизации Российской системы образования предполагается необходимость не только сохранения здоровья участников образовательного процесса, но и формирования и созидания здоровья, что ориентирует учащихся и педагогов на конструирование собственного здоровья на основе механизмов личностной самоактуализации и самореализации.
3 Интересно, что в одном и том же определении авторы используют разнообразную терминологию – «здоровьесозидательный», «здоровьесозидающий», «здоровый образ жизни», «культура здоровья» и др. Вектором приложения здоровьесозидательной деятельности авторы считают сохранение как собственного здоровья, так и здоровья обучающихся.
4 Так, Н.Н. Нежкина считает, что в самом значении термина «здоровьесберегающий» заложен вектор «охранительного» толка, то есть здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение стартового уровня здоровья обучающихся, на минимизацию факторов риска в процессе обучения (то есть здоровьесбережение – это прежде всего безопасность, безвредность, отсутствие здоровьезатратности) [5].
5 З.И. Тюмасева, С.В. Федотова поясняют, что на сегодняшнем этапе реформирования образования требуется не только сохранить первоначальный уровень здоровья, но сформировать у людей ответственность по отношению к своему здоровью, способность проектировать индивидуальную траекторию развития ресурсов здоровья на основе навыков самовосстановления, саморегуляции и здравотворчества. Итак, здоровьесозидание в отличие от здоровьесбережения имеет созидательный вектор. Речь идёт о «прибавлении», «приобретении», «наращивании» здоровья. Здесь важна самостоятельная, активная деятельность человека [7]
6 Здоровьесозидающее образование – это педагогический процесс по формированию у обучающихся навыков здорового образа жизни, конструктивных способов разрешения трудных жизненных ситуаций как необходимых условий сохранения и укрепления здоровья. Термин «здоровьесозидание» возможно употреблять в значении «творение» и трактовать как деятельное, процессуальное явление, сопряженное с самоактуализацией и формированием здоровьесозидающей личностной позиции. Под понятием «здоровьесозидающая деятельность» понимается созидание (сотворение) здоровья как качественно новой характеристики, поэтому данное словосочетание содержит и здоровьесберегающую деятельность (поскольку невозможно созидать на разрушенном), и деятельность по формированию и по совершенствованию здоровья (с позиций создания нового качества состояния здоровья) [6].

views: 235

Readers community rating: votes 0

1. Alekseev S.V., Kolesnikova M.G. Teoriya i metodika ehkologo-pedagogicheskoj podgotovki uchitelya v sisteme postdiplomnogo obrazovaniya: monogr. – SPb.: Spets Lit, 2011.

2. Gun G.E., Shavarinskij B.M. Korporativnaya model' zdorov'esberezheniya v obrazovatel'noj organizatsii: sbornik nauchnykh statej. – SPb.: LOIRO, 2017. – 171 s.

3. Gun G.E., Shavarinskij B.M., Zotov I.V. Modeli zdorov'esberegayuschej deyatel'nosti v obrazovatel'noj organizatsii: metodicheskie rekomendatsii. – SPb., 2015. – 203 s.

4. Gun G.E., Zotov I.V., Shavarinskij B.M. Zdorov'esozidayuschaya sreda sovremennoj shkoly kak sposob dostizheniya novykh obrazovatel'nykh rezul'tatov // Chelovek i obrazovanie. – 2019. – № 1. – S. 60-68.

5. Nezhkina N.N. Razvitie kompetentsii zdorov'eformiruyuschego kharaktera v sisteme obrazovaniya pedagogov // Zdorov'esberegayuschaya deyatel'nost' v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya: detskij sad – shkola – vuz: materialy Mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferentsii / pod obsch. red. L.E. Kurneshovoj, T.S. Ivanovoj. – M.: MGPI; Shkol'naya kniga, 2010. – S. 25-31.

6. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka. – M.: Az', 1992. – 1376 s.

7. Tyumaseva Z.I., Fedotova S.V. Soderzhanie ponyatiya «t'yutorskaya podderzhka zdorov'eformiruyuschego potentsiala ehkologovaleologicheskogo obrazovaniya studentov // Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie lichnosti v obrazovanii: soyuz nauki i praktiki: sbornik statej IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii, Odintsovskikh psikhologo-pedagogicheskikh chtenij. – M.: Pero, 2016. – S. 26-28.

8. Shukhatovich V.R. Zdorovyj obraz zhizni. Sotsiologiya: ehntsiklopediya. 2003 g. [Ehlektronnyj resurs] / sost. A.A. Gritsanov [i dr.]. – (http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/117267).

Система Orphus

Loading...
Up