Здоровьесозидание – базовая составляющая деятельности образовательной организации

 
Код статьиS181570410020870-2-1
DOI10.54884/S181570410020870-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья
Аффилиация: Ленинградский областной институт развития образования
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: старший преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья
Аффилиация: ГАОУ ДПО "Ленинградский областной институт развития образования"
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья
Аффилиация: ГАОУ ДПО "Ленинградский областной институт развития образования"
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (62)
Страницы132-137
Аннотация

В статье проводится анализ терминологического поля, характеризующего описание деятельности, направленной на сохранение, улучшение и поддержание здоровья субъектов образования. Предпринята попытка создать научный тезаурус понятийного поля безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья и уточнить термины: «здоровьесозидание», «здоровьесбережение», «здоровьеформирование», «здоровый образ жизни», «культура здоровья», «здоровьесозидающее образование», здоровье субъектов образования и т.д.

 

Ключевые словаздоровье, здоровьесозидание, здоровьесбережение, здоровьеформирование, здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровьесозидающее образование
Получено26.06.2022
Дата публикации26.06.2022
Кол-во символов13264
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Современный человек живет в условиях напряженности – информационной, экологической, эмоциональной, хронометрической. Исследователи подчеркивают растущий уровень стрессогенности окружающей среды. Все больше людей отмечают у себя синдром хронической усталости, растет уровень невротизации всех возрастных групп населения, падает продолжительность жизни у ряда социальных групп людей. В таких условиях задачи сохранения, укрепления и развития здоровья человека становятся приоритетными для общества. Проблемы, связанные с сохранением, укреплением и формированием культуры здоровья, имеют междисциплинарную природу и требуют взаимодействия специалистов в различных областях научного знания: педагогики, социологии, психологии, экономики, биологии, гигиены, медицины, экологии и других наук, в поле зрения которых попадает человек и его здоровье [8].
2 Идея здоровьесозидания нации – новое перспективное направление исследования – получила отражение в программных документах. В условиях модернизации Российской системы образования предполагается необходимость не только сохранения здоровья участников образовательного процесса, но и формирования и созидания здоровья, что ориентирует учащихся и педагогов на конструирование собственного здоровья на основе механизмов личностной самоактуализации и самореализации.
3 Интересно, что в одном и том же определении авторы используют разнообразную терминологию – «здоровьесозидательный», «здоровьесозидающий», «здоровый образ жизни», «культура здоровья» и др. Вектором приложения здоровьесозидательной деятельности авторы считают сохранение как собственного здоровья, так и здоровья обучающихся.
4 Так, Н.Н. Нежкина считает, что в самом значении термина «здоровьесберегающий» заложен вектор «охранительного» толка, то есть здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение стартового уровня здоровья обучающихся, на минимизацию факторов риска в процессе обучения (то есть здоровьесбережение – это прежде всего безопасность, безвредность, отсутствие здоровьезатратности) [5].
5 З.И. Тюмасева, С.В. Федотова поясняют, что на сегодняшнем этапе реформирования образования требуется не только сохранить первоначальный уровень здоровья, но сформировать у людей ответственность по отношению к своему здоровью, способность проектировать индивидуальную траекторию развития ресурсов здоровья на основе навыков самовосстановления, саморегуляции и здравотворчества. Итак, здоровьесозидание в отличие от здоровьесбережения имеет созидательный вектор. Речь идёт о «прибавлении», «приобретении», «наращивании» здоровья. Здесь важна самостоятельная, активная деятельность человека [7]
6 Здоровьесозидающее образование – это педагогический процесс по формированию у обучающихся навыков здорового образа жизни, конструктивных способов разрешения трудных жизненных ситуаций как необходимых условий сохранения и укрепления здоровья. Термин «здоровьесозидание» возможно употреблять в значении «творение» и трактовать как деятельное, процессуальное явление, сопряженное с самоактуализацией и формированием здоровьесозидающей личностной позиции. Под понятием «здоровьесозидающая деятельность» понимается созидание (сотворение) здоровья как качественно новой характеристики, поэтому данное словосочетание содержит и здоровьесберегающую деятельность (поскольку невозможно созидать на разрушенном), и деятельность по формированию и по совершенствованию здоровья (с позиций создания нового качества состояния здоровья) [6].

всего просмотров: 236

Оценка читателей: голосов 0

1. Алексеев С.В., Колесникова М.Г. Теория и методика эколого-педагогической подготовки учителя в системе постдипломного образования: моногр. – СПб.: Спец Лит, 2011.

2. Гун Г.Е., Шаваринский Б.М. Корпоративная модель здоровьесбережения в образовательной организации: сборник научных статей. – СПб.: ЛОИРО, 2017. – 171 с.

3. Гун Г.Е., Шаваринский Б.М., Зотов И.В. Модели здоровьесберегающей деятельности в образовательной организации: методические рекомендации. – СПб., 2015. – 203 с.

4. Гун Г.Е., Зотов И.В., Шаваринский Б.М. Здоровьесозидающая среда современной школы как способ достижения новых образовательных результатов // Человек и образование. – 2019. – № 1. – С. 60-68.

5. Нежкина Н.Н. Развитие компетенции здоровьеформирующего характера в системе образования педагогов // Здоровьесберегающая деятельность в системе непрерывного образования: детский сад – школа – вуз: материалы Межрегиональной научно-практической конференции / под общ. ред. Л.Е. Курнешовой, Т.С. Ивановой. – М.: МГПИ; Школьная книга, 2010. – С. 25-31.

6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азъ, 1992. – 1376 с.

7. Тюмасева З.И., Федотова С.В. Содержание понятия «тьюторская поддержка здоровьеформирующего потенциала экологовалеологического образования студентов // Психолого-педагогическое сопровождение личности в образовании: союз науки и практики: сборник статей IV Международной научно-практической конференции, Одинцовских психолого-педагогических чтений. – М.: Перо, 2016. – С. 26-28.

8. Шухатович В.Р. Здоровый образ жизни. Социология: энциклопедия. 2003 г. [Электронный ресурс] / сост. А.А. Грицанов [и др.]. – (http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/117267).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх