Организация внутренней экспертизы рабочих программ учебных дисциплин

 
Код статьиS181570410020824-1-1
DOI10.54884/S181570410020824-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент кафедры теории и истории педагогики
Аффилиация: Институт педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: магистрант кафедры теории и истории педагогики
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (62)
Страницы39-43
Аннотация

В статье рассматривается экспертиза рабочих программ учебных дисциплин основных профессиональных образовательных программ как условие повышения качества подготовки выпускников образовательной организации высшего образования. Рассмотрена организация внутренней экспертизы рабочих программ учебных дисциплин членами экспертного сообщества преподавателей кафедры университета. Раскрыты поэтапное содержание деятельности такого сообщества, а также ведущие формы работы преподавателей.

Ключевые словапедагогическая экспертиза, рабочая программа учебных дисциплин, основная профессиональная программа, качество подготовки, экспертное сообщество
Получено24.06.2022
Дата публикации26.06.2022
Кол-во символов12764
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В настоящее время повышение качества подготовки обучающихся является необходимым условием конкурентоспособности российского образования, соответствия современным требованиям инновационного развития экономики и общества. Возможность получения доступного качественного образования является важной жизненной ценностью граждан. Поэтому одной из приоритетных задач государственной политики в области образования является «формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг» [9]. Как отмечают А.Г. Тюриков и М.В. Кибакин, сегодня «весьма актуальным является научное исследование различных аспектов критериев качества и эффективности образовательных услуг, оказываемых образовательными организациями» [10, с. 21]. В связи с этим происходит усиление значимости экспертной деятельности как инструмента повышения качества образования, предметом которой выступают процесс образовательной деятельности и его изменения в области управления качеством образования.
2 Проведенный анализ оценки качества образования и практик проведения экспертиз в образовании позволил выделить следующие их основные функции:
  • прогностическая (содержит описание будущего результата – цели и способов его достижения, прогноз реализуемости; данная функция непрерывная и включает оценку образовательного продукта и хода его реализации);
  • нормативная (отвечает за экспертизу нормативно-правовых документов и материалов, отражающих содержательно-процессуальную базу развития образования);
  • оценочная (наиболее актуальная экспертиза в образовании, отвечающая за экспертизу образовательных и учебных программ, учебно-методических и дидактических материалов);
  • исследовательская (осуществляется при экспертизе опытно-экспериментальной и инновационной деятельности, проводится непосредственно при совместной исследовательско-поисковой деятельности экспертов и участников педагогического эксперимента);
  • развивающая (отвечает за осмысление и поддержку развития инновационного продукта всех агентов образовательного пространства).
3 Отметим, что выделенные функции осуществляются в зависимости от того, кто или что выступает объектом экспертизы. Для выполнения данного исследования представляет интерес экспертиза качества подготовки обучающихся в образовательной организации высшего образования.
4 В последние годы в высшей школе наблюдаются тенденции, определяющие направления развития оценки качества подготовки выпускников как одного из главных показателей эффективной организации образовательной деятельности образовательного учреждения. Происходит пересмотр структуры основных профессиональных образовательных программ, повышения степени их вариативности как необходимого условия увеличения конкурентоспособности специалистов той или иной профессии.

всего просмотров: 239

Оценка читателей: голосов 0

1. Аристахов А.Е., Сухорукова Н.Ф. Экспертиза как вид профессиональной деятельности // Дискурс. – 2018. – № 2 (16). – С. 111-118.

2. Вишняков Ю.М., Родзин С.И., Чернухин Ю.В. Экспертиза качества образовательных программ // Известия ТРТУ. – 2003. – № 2 (31). – С. 260-265.

3. Гузаиров М.Б., Герасимова И.Б., Уразбахтина Л.Р. Оценка качества диссертационных работ на основе экспертных оценок // Вестник Уфимского ГТУ. – 2009. – Том 13 № 2 (35). – С. 96-101.

4. Долгушев Н.В. Коллективное управление в организации: создание экспертных сообществ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.almagrid.com/ru/almaGRID_Case_X_CollectiveLeadership.htm [дата обращения 01.12.2019].

5. Жигалев Б.А. Сущность оценочной экспертизы в области качества профессионального образования в вузе // Высшее образование в России. – 2011. – № 3. – С. 58-62.

6. Казакова Е.В. Роль экспертных сообществ в политической модернизации // Власть. – 2011. – № 3. – С. 11-14.

7. Киселева Е.В. Профессиональное экспертное сообщество в педагогической экспертизе: характеристики, требования, потенциал // Сибирский педагогический журнал.– 2013. – № 5. – С. 216-219.

8. Ортинский В.Л. Педагогика высшей школы: учебное пособие. – М., 2009.

9. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_82134/ [дата обращения 01.12.2019].

10. Тюриков А.Г., Кибакин М.В. Новые практики социологической диагностики востребованности и качества образовательных услуг вузов: методологические и методические проблемы // Инновации в образовании. – 2019.– № 2. – С. 21-33.

11. Ушанов А., Васильев В. Вертикальные экспертные сообщества в банке: инновационный подход к росту // Бухгалтерия и банки. – 2017. – № 5. – С. 27-30.

12. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ [дата обращения 01.12.2019].

Система Orphus

Загрузка...
Вверх