Non-formal educational practices in the teachers’ continuing education space

 
PIIS181570410020818-4-1
DOI10.54884/S181570410020818-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Head of the Laboratory
Affiliation: Branch of Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of Russian Academy of Education» in St. Petersburg
Address: Russian Federation, Saint-Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 1 (62)
Pages9-15
Abstract

The article analyzes the problems of the organization of non-formal educational practices for teachers. The phenomenon of the effectiveness of practices is considered as embeddedness in social and pedagogical realities. The approaches to the definition of «practice», as well as examples of effective non-formal practices and prospects for their development are analyzed.

Keywordseducational space, non-formal teachers’ education, effective educational practices, industrial practice, intercompany education, typology of practices
Received24.06.2022
Publication date26.06.2022
Number of characters20109
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Сегодня базовым процессом, приоритетом для развития общества и его социальных институтов является не производство материальных ценностей, а образование. Особый интерес проявляется к проблемам развития непрерывного, неформального и информального образования педагогов. Такая ситуация соответствует тенденциям международной образовательной политики. Основная функция образования связана с созданием условий для развития независимой творческой индивидуальности – саморазвивающейся, самодостаточной личности, отвечающей за свои поступки, проявляющей себя субъектом социального бытия (Э. Фромм), свободно реализующейся в динамичном мире. Вместе с тем закономерностью развития современного мирового сообщества является несформированная способность человека адаптироваться к динамике перемен в окружающем мире. Актуален поиск условий и механизмов самореализации личности педагога, мотивации к самовоспитанию, повышению уровня своего образования. Сегодня образование педагогов не обладает такими характеристиками, как гибкость, оперативность, сравнительно небольшие затраты на его организацию. Все еще незначительно используются в повышении квалификации и переподготовке педагогов образовательные практики, которые способны влиять на решение многих социальных, экономических, культурологических и даже политических проблем.
2 Непрерывное образование сегодня обладает, по сути, разными смыслами: с точки зрения педагога – его можно рассматривать как образование длиною в жизнь. Если его рассматривать как часть сферы образования, то оно представляет собой открытое образование, создающее условия для личностного и профессионального развития педагога или педагогического сообщества, общества; с позиций необразовательной сферы суть непрерывного образования в опережающей профессиональные кризисы подготовке педагогов [1].
3 Необходимы глубокий анализ состояния системы профессионального развития педагогов, выявление основных «прорывов» в нем, в частности в неформальном и информальном образовании, на основе чего возможны создание новых образовательных проектов и развитие пространства непрерывного образования педагогических работников. Подчеркнем, что именно неформальное образование в самоорганизующихся несистемных сообществах позволяет обогатить формализованное образование и продвинуться в решении проблемы поддержания образовательной мотивации педагогов [1]. Реализация этой задачи важна для развития педагогического мастерства не только молодых педагогов, но и педагогов со стажем.
4 В европейских странах система основного и дополнительного профессионального образования в последние десятилетия в значительной степени изменилась. Положительно зарекомендовал себя прагматический подход к построению системы повышения квалификации и оценке профессионального мастерства педагогов. Так, например, в Финляндии в системе повышения квалификации оцениваются не только результат сдачи экзаменов или зачетов, но и представление экспертному сообществу сформированных практических навыков в профессии, которые могут быть зачтены при оценке уровня квалификации или степени профессионального мастерства. Такая система позволит в условиях профессиональной подготовки или повышения квалификации педагогов выпускать не только предметников, но и многопрофильных специалистов в области образования. Перспективы в развитии педагогического мастерства работника образования открывает и осознание значимости общекультурного компонента в его профессиональном образовании или повышении квалификации. Он особенно важен при выстраивании взаимоотношений с учащимися в условиях ежедневной педагогической деятельности.

views: 253

Readers community rating: votes 0

1. Galichin V.A. Osnovnye kharakteristiki i tendentsii razvitiya obrazovaniya vzroslykh v usloviyakh globalizatsii // Vek globalizatsii. – 2012. – № 1 (9). http://www.intelros.ru/readroom/vek-globalizacii/-1-9-2012.

2. Schedrovitskij P.G. Ocherki po filosofii obrazovaniya. – M.: Ped. tsentr «Ehksperiment», 1993. – S. 17-21.

3. Ispol'zovanie shirokikh vozmozhnostej obucheniya i obrazovaniya vzroslykh v interesakh blagopoluchnogo buduschego: itogovaya deklaratsiya shestoj mezhdunarodnoj YuNESKO-konferentsii po obrazovaniyu vzroslykh KONFINTEA VI, Belen/Braziliya, 2009 // Adukatar. – 2010. – № 1 (17). – S. 1-10.

4. Ilakavichus M.R. Teoreticheskie osnovy vzaimodejstviya formal'nogo i neformal'nogo obrazovaniya vzroslykh: avtoref. dis. … d-ra ped. nauk.. – M.: ISRO RAO, 2018. – 40 s.

5. Okhrimenko V.A., Anisimov O.S., Chernushevich V.A., Protasov Yu.I. Metod i sredstva metodicheskoj raboty pri sozdanii i sovershenstvovanii programm proizvodstvennoj praktiki v vuze. – M., 1980. – Ch. I. – 48 s.; Ch. II. – 40 s.

6. Yakushkina M.S. Rol' kuratorov v stanovlenii sub'ektnoj pozitsii shkol'nikov i studentov // Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta. – 2007. – № 4. Seriya 6. – S. 285-294.

7. Pantelejmonov A.E., Ryzhkov V.M. Proizvodstvennaya praktika studentov i stazhirovka molodykh spetsialistov: uchebno-metod. posobie dlya vuzov. – M.: Vyssh. shk., 1987. – 142 s.

8. Osborn A. Applied Imagination – Principles and Procedures of Creative Thinking. – Minnesota: Minneapolis, 2011. – 332 r.

9. Referat knigi Gordon W.J.J. «Sinectics: The Development of Creative Capacity». – New York, 1961. – I.K. Kajkov, Leningrad, 08 yanvarya 1989. – 358 s.

10. Khill P. Nauka i iskusstvo proektirovaniya. – M., 1973. – 264 s.

11. Dudchenko V.S. Innovatsionnye printsipy analiza i razresheniya konkretnykh situatsij na proizvodstve // Problemy upravlencheskikh novovvedenij i khozyajstvennogo ehksperimentirovaniya: sbornik tezisov i dokladov. T. 2. – Tallin, 1981. – S. 145-167.

Система Orphus

Loading...
Up