Неформальные образовательные практики в пространстве непрерывного образования педагогов

 
Код статьиS181570410020818-4-1
DOI10.54884/S181570410020818-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заведующая лабораторией
Аффилиация: СПб филиал ФГБНУ «Институт управления образованием РАО»
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (62)
Страницы9-15
Аннотация

В статье анализируются проблемы организации неформальных образовательных практик для педагогов. Феномен эффективности практик рассматривается как встроенность в социальные и педагогические реалии. Анализируются подходы к определению понятия «практика», а также примеры эффективных неформальных практик и перспективы их развития.

Ключевые словаобразовательное пространство, неформальное образование педагогов, эффективные образовательные практики, производственная практика, внутрифирменное образование, типологизация практик
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках исполнения государственного задания на 2020 год ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования»: «Моделирование региональной системы повышения квалификации работников образования в условиях развития пространства непрерывного образования РФ».
Получено24.06.2022
Дата публикации26.06.2022
Кол-во символов20109
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Сегодня базовым процессом, приоритетом для развития общества и его социальных институтов является не производство материальных ценностей, а образование. Особый интерес проявляется к проблемам развития непрерывного, неформального и информального образования педагогов. Такая ситуация соответствует тенденциям международной образовательной политики. Основная функция образования связана с созданием условий для развития независимой творческой индивидуальности – саморазвивающейся, самодостаточной личности, отвечающей за свои поступки, проявляющей себя субъектом социального бытия (Э. Фромм), свободно реализующейся в динамичном мире. Вместе с тем закономерностью развития современного мирового сообщества является несформированная способность человека адаптироваться к динамике перемен в окружающем мире. Актуален поиск условий и механизмов самореализации личности педагога, мотивации к самовоспитанию, повышению уровня своего образования. Сегодня образование педагогов не обладает такими характеристиками, как гибкость, оперативность, сравнительно небольшие затраты на его организацию. Все еще незначительно используются в повышении квалификации и переподготовке педагогов образовательные практики, которые способны влиять на решение многих социальных, экономических, культурологических и даже политических проблем.
2 Непрерывное образование сегодня обладает, по сути, разными смыслами: с точки зрения педагога – его можно рассматривать как образование длиною в жизнь. Если его рассматривать как часть сферы образования, то оно представляет собой открытое образование, создающее условия для личностного и профессионального развития педагога или педагогического сообщества, общества; с позиций необразовательной сферы суть непрерывного образования в опережающей профессиональные кризисы подготовке педагогов [1].
3 Необходимы глубокий анализ состояния системы профессионального развития педагогов, выявление основных «прорывов» в нем, в частности в неформальном и информальном образовании, на основе чего возможны создание новых образовательных проектов и развитие пространства непрерывного образования педагогических работников. Подчеркнем, что именно неформальное образование в самоорганизующихся несистемных сообществах позволяет обогатить формализованное образование и продвинуться в решении проблемы поддержания образовательной мотивации педагогов [1]. Реализация этой задачи важна для развития педагогического мастерства не только молодых педагогов, но и педагогов со стажем.
4 В европейских странах система основного и дополнительного профессионального образования в последние десятилетия в значительной степени изменилась. Положительно зарекомендовал себя прагматический подход к построению системы повышения квалификации и оценке профессионального мастерства педагогов. Так, например, в Финляндии в системе повышения квалификации оцениваются не только результат сдачи экзаменов или зачетов, но и представление экспертному сообществу сформированных практических навыков в профессии, которые могут быть зачтены при оценке уровня квалификации или степени профессионального мастерства. Такая система позволит в условиях профессиональной подготовки или повышения квалификации педагогов выпускать не только предметников, но и многопрофильных специалистов в области образования. Перспективы в развитии педагогического мастерства работника образования открывает и осознание значимости общекультурного компонента в его профессиональном образовании или повышении квалификации. Он особенно важен при выстраивании взаимоотношений с учащимися в условиях ежедневной педагогической деятельности.

всего просмотров: 257

Оценка читателей: голосов 0

1. Галичин В.А. Основные характеристики и тенденции развития образования взрослых в условиях глобализации // Век глобализации. – 2012. – № 1 (9). http://www.intelros.ru/readroom/vek-globalizacii/-1-9-2012.

2. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. – М.: Пед. центр «Эксперимент», 1993. – С. 17-21.

3. Использование широких возможностей обучения и образования взрослых в интересах благополучного будущего: итоговая декларация шестой международной ЮНЕСКО-конференции по образованию взрослых КОНФИНТЕА VI, Белен/Бразилия, 2009 // Адукатар. – 2010. – № 1 (17). – С. 1-10.

4. Илакавичус М.Р. Теоретические основы взаимодействия формального и неформального образования взрослых: автореф. дис. … д-ра пед. наук.. – М.: ИСРО РАО, 2018. – 40 с.

5. Охрименко В.А., Анисимов О.С., Чернушевич В.А., Протасов Ю.И. Метод и средства методической работы при создании и совершенствовании программ производственной практики в вузе. – М., 1980. – Ч. I. – 48 с.; Ч. II. – 40 с.

6. Якушкина М.С. Роль кураторов в становлении субъектной позиции школьников и студентов // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. – 2007. – № 4. Серия 6. – С. 285-294.

7. Пантелеймонов А.Е., Рыжков В.М. Производственная практика студентов и стажировка молодых специалистов: учебно-метод. пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 1987. – 142 с.

8. Osborn A. Applied Imagination – Principles and Procedures of Creative Thinking. – Minnesota: Minneapolis, 2011. – 332 р.

9. Реферат книги Gordon W.J.J. «Sinectics: The Development of Creative Capacity». – New York, 1961. – И.К. Кайков, Ленинград, 08 января 1989. – 358 с.

10. Хилл П. Наука и искусство проектирования. – М., 1973. – 264 с.

11. Дудченко В.С. Инновационные принципы анализа и разрешения конкретных ситуаций на производстве // Проблемы управленческих нововведений и хозяйственного экспериментирования: сборник тезисов и докладов. Т. 2. – Таллин, 1981. – С. 145-167.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх