Propaedeutic work with children from dysfunctional families

 
PIIS181570410020779-1-1
DOI10.54884/S181570410020779-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor
Affiliation: Moscow Psychological and Social University
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (63)
Pages61-65
Abstract

The individual-typological features of behavioral disorders in children of early age, from dysfunctional and antisocial families, have been studied. It is shown that the work with this continent of children and their families should be started in the initial periods of a child’s life. Risk groups for the development of behavioral disorders are identified. The necessity of correction of behavior at an early age in risk groups is substantiated.

 

Keywordsdysfunctional family, behavioral disorders, maladjustment family, correction of behavioral disorders, early prevention
Received21.06.2022
Publication date23.06.2022
Number of characters13404
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Важность темы связана с относительной распространенностью поведенческих нарушений, приведших к дезадаптации личности, и их отрицательной социальной значимостью.
2 В качестве приоритетного направления выделяется проблема неблагополучных и социально дезадаптивных семей, а также детей, находящихся в особо трудных условиях. Эта задача связана с выделением сравнительно узкого контингента детей групп риска: имеем в виду высокую вероятность развития поведенческой девиации, где практически всегда обнаруживаются личностные и психопатологические расстройства. Это чрезвычайно важная проблема с точки зрения ее социальной и педагогической значимости.
3 С учетом ведущей сферы отношений выделяются семейная, школьная и средовая формы дезадаптации, если рассматривать с точки зрения парциальности или тотальности дезадаптации.
4 Ретроспективные исследования подростков и лиц зрелого возраста, совершавших правонарушения, позволили установить влияние ряда факторов, имеющих негативное действие в инициальные периоды жизни, задолго до развернутой картины дезадаптивного поведения.
5 — Биологические факторы: вредности анте-пери-постнатального периода; — Генетические факторы – наследственная отягощенность психическими заболеваниями.
6
Рычкова_1

7 Здесь можно выделить ряд деструктивных факторов:
  1. Разобщенность воспитательных усилий организаций, занятых судьбой ребёнка, в том числе педагогических коллективов, правоохранительных органов, общественных объединений, семьи, клиницистов.
  2. Пропаганда жестокости и насилия средствами массовой информации.
  3. Несмотря на позитивные изменения, происходит «вымывание» принятых в обществе нравственных ценностей. Старые педагогические идеи исчерпали себя, а заполнить «вакуум» в молодежной среде новыми ценностями пока не удается. В концептуальном плане не предложена модель «нравственности», пока изменилась теория воспитательной работы, но до сих пор она не переведена в практическую плоскость.
8 Выделены уровни семейной дезадаптации (микросреда):
  • неполные (где у ребёнка может появиться чувство его собственной незначимости и ненужности);
  • конфликтная (когда формируется восприятие мира как жестокого, несправедливого, нестабильного);
  • семья с антисоциальной атмосферой (где формируются неправильные поведенческие стереотипы).
9
Рычкова2

10 Среди детей и подростков с девиантным и дезадаптивным поведением, к сожалению, по данным исследований, высокий процент психопатологических состояний. Педагогика выходит за пределы собственно своих границ. Она должна черпать знания из других наук: психиатрии, психологии, культурологи и др.
11 Проблемы профилактики дезадаптивного поведения не ведомственные, а междисциплинарные. Причем акцент делается не на вторичную и третичную, а на первичную профилактику (контроль над детьми групп высокого риса и динамическое обследование). Наибольшую результативность последовательной лечебной и психокоррекционной работы можно получить в том случае, если начинать её в инициальные периоды жизни ребёнка.

views: 237

Readers community rating: votes 0

1. Gorshkova V.V., Tonkonogaya E.P., Mel'nikova A.A. Sem'ya v problemnom pole sovremennogo sotsiuma.– SPb.: SPbGUP, 2019 .– 302 s.

2. Rychkova N.A. Dinamicheskoe obsledovanie rebyonka: metodicheskoe posobie.– M.: NKTs, 2011.- 48 s.

3. Shumakov V.M., Rychkova N.A. Problema profilakticheskoj reabilitatsii v psikhiatrii // V1 Vserossijskij s'ezd psikhiatrov. T 2. – M.,1990.– S. 98–99.

4. Lipnitskaya O.G. Priemy i tekhniki korrektsii mezhlichnostnykh otnoshenij v sem'e// Chelovek i obrazovanie.–2009.–№9.– S.89-94.

5. Makarenko A.S. Ideolog i master sozidatel'nogo konflikta: opyt nauchnogo osmysleniya pedagogicheskogo naslediya /avt.-sost.: V. V. Gorshkova, S. S. Lebedeva, V. A. Pisanko. – SPb. : SPbGUP, 2016.– 371 s.

Система Orphus

Loading...
Up