Ecology of interaction of region educational space subjects

 
PIIS181570410020776-8-1
DOI10.54884/S181570410020776-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Head of the Laboratory
Affiliation: Branch of the Institute of Education Management in St. Petersburg RAE
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (63)
Pages23-28
Abstract

The authors propose a mechanism for the formation of ecological interactions fields between the subjects of the region educational space, the activity of which contribute to the creation of network nodes of the educational space with a new quality (eventfulness, environmental friendliness), and ultimately affect the sociocultural situation and educational space of the studied territory.

 

Keywordsregion educational space, network node of educational space, field of environmental interactions subjects, events, cooperation, dialogue
Received21.06.2022
Publication date23.06.2022
Number of characters15079
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Образовательное пространство сегодня представляет собой механизм личностного развития и способ представления информации о педагогической (образовательной, воспитательной) реальности. Основой его создания являются научные идеи о целостности системы образования, осознания взаимосвязи и взаимозависимости человека и окружающей его социокультурной среды, со-бытия, сотрудничества, диалогичности отношений участников образовательного процесса, личностной самореализации в творчестве. Образовательное пространство региона нами рассматривается как пространство взаимодействия представителей разных образовательных организаций и организаций с иными видами деятельности (необразовательной), индивидуальных и групповых сообществ, культур (в случае поликультурности региона). К нормативно-правовой базе формирования отношений между ними и взаимовыгодной совместной деятельности субъектов образовательного пространства региона относятся концептуальные документы, соглашения, федеральные и локальные законодательные акты (законы, распоряжения, рекомендации). Вместе с тем образовательное пространство – по сути, созданная посредством совместной деятельности его групповых (или поли-) субъектов для дальнейшего сотрудничества мультикультурная со-бытийная образовательная сеть (иначе: сетевая образовательная организация), действующая на значительной территории региона, возможно, с разнообразием национального состава и различными условиями их жизнедеятельности (например, республика Саха (Якутия)). Сегодня образовательное пространство любого региона можно рассматривать как педагогическую реальность, влияющую на перспективы развития образовательной и воспитательной деятельности педагогических работников, систему повышения квалификации, динамику их субъектной позиции, как экологическую систему (экосистему). Выход социокультурных институтов в открытое пространство обосновывает перспективность их взаимовыгодной, экологически обусловленной совместной деятельности по всем направлениям эволюционного развития культурно-образовательной и социальной сфер.
2 Термин «экология» в современном языке используется очень часто в совершенно разных значениях. С 1866 г. немецкий естествоиспытатель Э. Геккель с помощью этого термина обозначал науку, изучающую взаимодействие организмов и окружающей среды. Сегодня эта наука исследует общие отношения животных – все те запутанные взаимодействия, которые обозначают борьбу за существование. Вместе с тем со временем обозначилась возможность выявления общих, универсальных закономерностей, действующих для любых взаимодействующих живых организмов, не исключая человека. Совокупность феноменов «экология личности» и «экология взаимодействия субъектов пространства» можно характеризовать не только через формирование собственного экологического отношения человека к природе и отношение к своему здоровью как к общественной ценности, но и через ценностное отношение к культуре общения с окружающими людьми, к взаимоотношениям территориального сообщества и окружающей его среды, отношения личности к себе как к субъекту ноосферы [1].

views: 254

Readers community rating: votes 0

1. Ehkologiya chelovecheskikh otnoshenij kak problema prakticheskoj psikhologii v sovremennom obschestve: sbornik nauchnykh trudov / pod red. E.N. Tkach. – Khabarovsk: Izd-vo Tikhookean. gos. un-ta, 2018. – 272 s.

2. Shibutani T. Sotsial'naya psikhologiya. – Rostov-na-Donu, 1998. – S. 144–150.

3. Shtompka P. Sotsiologiya sotsial'nykh izmenenij. Al'ternativnaya model': dinamicheskoe sotsial'noe pole (zhurnal sotsial'naya real'nost') / per. s angl., pod red. V.A. Yadova. – M., 1996. – S. 28–29.

4. Germanova E.A. Sozdanie smyslovogo polya vzaimodejstviya pedagoga i uchaschikhsya kak sredstva propedevtiki gumanizatsii lichnosti podrostkov // Chelovek i obrazovanie. – 2014. - №4. – S.17-23.

5. Ivanov A. Ehkologiya otnoshenij: v upryazhke smysla i vlasti: doklad. - NTRS, 2002; Rezhim dostupa: https://www.stud24.ru/ecology/jekologiya-otnoshenij-v-upryazhke-smysla/246879-725766-page1.html (data obrascheniya: 15.04.2020 g.)

6. Selezneva N.A. K voprosu ob ehkologii chelovecheskikh vzaimootnoshenij // Uchenye zapiski Kazanskoj gosudarstvennoj akademii veterinarnoj meditsiny im. N.Eh. Baumana. – 2012. - № 212. - S. 481-484.

Система Orphus

Loading...
Up