Designing new educational outcomes based on the tools of a multi-environment lesson

 
PIIS181570410020703-8-1
DOI10.54884/S181570410020703-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Director
Affiliation: Municipal educational institution «Engineering and Technological school»
Address: Russian Federation, Leningrad Region
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (71)
Pages125-133
Abstract

The article deals with the problem of designing new educational results using the tools of a multi-environment lesson, among which the author highlights and defines cross-cutting competencies. The author's classification of cross-cutting competencies is also presented. With regard to the school stage of human education, seven generalized groups of competencies are proposed: social; educational and cognitive; psychological - pedagogical; general civil; technological; general cultural; managerial. The problems of a multi-environment lesson, classes, activities in the article are considered within a broader context associated with the cross-multidimensional organization of the educational process, didactics and organizational and pedagogical approaches to building a multi-environment lesson. The cross-multidimensional organization of the educational process is considered as a result of repetitive and situational, controlled and stochastic interactions and intersections of the educational environment with a variety of spaces and environments, including digital, cultural-historical, ethno-cultural, innovative, technological, valeological, subject-spatial environments; biblio - media, axiological, semantic, semiotic, noospheric, event and other spaces. Examples of intersection and interaction within the lesson, classes on extracurricular activities of individual spaces and environments, as well as the pedagogical results and effects achieved as a result of this are given. A significant place in the article is given to the description of the construction and application of the multi-environment lesson constructor, which allows you to simultaneously use the potentials and capabilities of several spaces and environments, solve educational problems in accordance with the Federal State Educational Standards and the needs of students, ensure the formation of their meta-subject results, cross-cutting competencies, skills of the future. A separate issue, which is covered in the article, is the problem-activity direction of a multi-environment lesson, the role of the teacher in its design, including determining educational results.

 

Keywordsnew educational results, cross-cutting competencies, designing educational outcomes, multi-environment lesson, cross-multidimensional educational process, multi-environment lesson constructor
Received17.06.2022
Publication date04.07.2022
Number of characters13983
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Образовательный процесс в современной школе является сложным явлением, производным от составляющих и наполняющих его содержательно и технологически многочисленных факторов [9; 19; 20]. С полным основанием можно утверждать, что это есть некая открытая социальная система [21], в которой процесс образования выходит за рамки классной комнаты [22]. Определяющей особенностью образовательного процесса является сочетание в различных комбинациях и взаимодействие с ним различных пространств и сред. В силу этого имеет место феномен многосредовости, как новая педагогическая реальность [2; 5; 6; 12]. Повторим, что данная реальность возникает в результате повторяющихся и ситуативных, управляемых и стохастических взаимодействий и пересечений образовательной среды с разнообразными пространствами и средами (цифровая, культурно-историческая, этнокультурная, инновационная, технологическая, валеологическая, предметно-пространственная среды; библиомедийное, аксиологическое, семантическое, семиотическое, ноосферное, событийное и другие пространства).
2 В каждом конкретном случае указанные выше пространства и среды имеют значение и должны учитываться учителем при проектировании урока, планировании применения определенных педагогических средств, форм, методов и технологий, определении ожидаемых результатов и эффектов, включая предметные, метапредметные, личностные результаты в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом [15]. Это важно также в аспектах организации и инновационного обновления образовательной деятельности в целом, обеспечения качества образования.
3 Например, предметно-пространственная среда имеет существенное значение для детей с ограниченными возможностями здоровья, для организации подвижной деятельности обучающихся. Семантическое пространство активно задействуется при организации теоретического обучения, освоении фундаментального ядра знаний. Использование элементов производственно-профессиональной среды является важной предпосылкой для организации эффективной профориентационной работы, создания профильных классов. Аксиологическое пространство имеет определяющее значение при определении содержания, форм и технологий воспитательной работы, в процессе создания позитивной организационной культуры школы. Учебно-исследовательская деятельность в современной школе немыслима без опоры на элементы инновационной и технологической среды, сетевого пространства («Фаблаб-лаборатории», нанолаборатории, лаборатории Интернет-вещей и т.п.). Географическое пространство важно для позиционирования школы, выбора стратегий ее сетевого взаимодействия и внешних связей.
4 Материалами для подготовки настоящей статьи послужили публикации по проблематике новых образовательных результатов, проектированию и применению в образовании кросс-многомерных пространств и сред. В ходе работы с источниками информации использовался ряд теоретических методов: анализ, синтез, обобщение.

views: 247

Readers community rating: votes 0

1. Abdurakhmanova Eh.M. Uchitel'skie ozhidaniya i akademicheskie dostizheniya uchaschikhsya: obzor zarubezhnykh issledovanij // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2020. T. 1. № 4 (69). S. 75–87.

2. Akhmed'yanova A.Kh., Kashapova L.M. Kontseptsiya sozdaniya kross-kul'turnoj obrazovatel'noj sredy shkoly, obespechivayuschej formirovanie garmonichno razvitoj lichnosti obuchayuschegosya // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. 2019. № 1. S. 6–12.

3. Vanina Eh.V. Uchitel' v tsifrovykh ramkakh // Nepreryvnoe obrazovanie. 2021. № 4. S. 38-42.

4. Elistratova K.A., Panasyuk V.P. Formirovanie mnogofunktsional'nykh rezul'tatov obrazovatel'nogo protsessa v kross-mnogomernoj srede shkoly // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2020. № 5 (183). S. 158-163.

5. Elistratova K.A., Panasyuk V.P. Obrazovatel'nyj protsess v shkole: kross- mnogomernaya real'nost' (monogr.). SPb.: Mezhdunarodnaya akademiya nauk ehkologii i bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti, 2021. 108 s.

6. Kozyreva O.A., Gajko M.E. Vozmozhnosti mul'tisredovogo podkhoda v pedagogike i sotsiologii // Obrazovanie. Kar'era. Obschestvo. 2011. № 3 (32). S. 24-32.

7. Makar'ev I.S. Navyki XXI veka: model' podgotovki spetsialista (uchebno-metodicheskoe posobie). SPb.: SPb GAPOU Morskoj tekhnicheskij kolledzh im. admirala D. N. Senyavina, 2021. 240 s.

8. Myakinina S.B. Skvoznye kompetentsii finskogo obrazovaniya: finskij opyt, rossijskie realii, sravnitel'nyj analiz // Shkola buduschego. 2019. № 3. S. 72-87.

9. Obrazovanie mirovogo urovnya. Kak vystroit' shkol'nuyu sistemu XXI veka?: per. s angl. / Andreas Shlyajkher. M.: Izd-vo «Natsional'noe obrazovanie», 2018. 328 s. (Antologiya obrazovaniya).

10. Obrazovatel'nye rezul'taty: ponyatie, funktsii, trebovaniya. Tsentr izucheniya shkol'nykh praktik i obrazovatel'nykh programm XXI veka, Institut obrazovaniya Nauchno-issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola ehkonomiki». [Ehlektronnyj resurs]: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/553/553dbceecbd41e6c2780a82efe82f208.pdf. (Data obrascheniya 21.01.2022).

11. Obuchenie tsifrovym navykam: global'nye vyzovy i peredovye praktiki. Analiticheskij otchet k III Mezhdunarodnoj konferentsii «Bol'she chem obuchenie: kak razvivat' tsifrovye navyki», Korporativnyj universitet Sberbanka. M.: Avtonomnaya nekommercheskaya organizatsiya dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya «Korporativnyj universitet Sberbanka», 2018. 122 s.

12. Panasyuk V.P., Elistratova K.A. Kross-mnogomernye prostranstva i sredy kak faktory innovatsionnogo obnovleniya obrazovatel'noj deyatel'nosti // Chelovek i obrazovanie. 2020. № 1. S. 30-38.

13. Panasyuk V.P., Achkasova O.G. Skvoznye tsifrovye kompetentsii studenta kak novoe ponyatie professional'noj pedagogiki // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2021. № 5. S. 114-122.

14. Popov A.A., Proskurovskaya I.D., Rozhkova E.S. Postanovka skvoznykh kompetentsij naseleniya kak strategiya pozitsionirovaniya v sotsial'noj politike Rossii // Ehlektronnaya publikatsiya: Tsentr gumanitarnykh tekhnologij. 28.10.2007. Internet-resurs:: https://gtmarket.ru/library/articles/3325. (Data obrascheniya 30.04.2022).

15. Prikaz Ministerstva prosvescheniya Rossijskoj Federatsii № 287 ot 31 maya 2021 goda «Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obschego obrazovaniya». Internet-resurs: https://base.garant.ru/401433920/ (Data obrascheniya 14.05.2022).

16. Rubenko A.N. Informatsionno-obrazovatel'naya sreda kak ob'ekt pedagogicheskikh issledovanij // Vestnik Taganrogskogo instituta im.A.P. Chekhova. 2017. № 1. S. 106-110.

17. Universal'nye kompetentnosti i novaya gramotnost': chemu uchit' segodnya dlya uspekha zavtra. Predvaritel'nye vyvody mezhdunarodnogo doklada o tendentsiyakh transformatsii shkol'nogo obrazovaniya / I.D. Frumin, M.S. Dobryakova, K.A. Barannikov, I.M. Remorenko; Natsional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola ehkonomiki», Institut obrazovaniya. M.: NIU VShEh, 2018. 28 s.

18. Khehtti, Dzhon A.S. Vidimoe obuchenie: sintez rezul'tatov bolee 50 000 issledovanij s okhvatom bolee 86 millionov shkol'nikov / Dzhon A.S. Khehtti; pod red. V.K. Zagvozdkina, E.A. Khamraevoj. M.: Izd-vo «Natsional'noe obrazovanie», 2017. 496 s.

19. «Ehffektivnye» shkoly: resursy, kontingent i upravlencheskie strategii direktorov. Informatsionnyj byulleten'. M.: Natsional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola ehkonomiki», 2017. 44 s.

20. Yastrebov G.A., Pinskaya M.A., Kosaretskij S.G. Ispol'zovanie kontekstnykh dannykh v sisteme otsenki kachestva obrazovaniya: opyt razrabotki i aprobatsiya instrumentariya // Voprosy obrazovaniya. 2014. № 4. S. 58-95.

21. Berstein B. (2003). Open school, open society? In: Towards a Theory of Educational Transmissions. Routledge. 176 p.

22. Cappelli G., Brealey S. The Thinking Learning Classroom. New York. 2016. 441 p.

23. Tyner K. Literacy in a Digital World Mahwah / K.Tyner. London, 2017. P. 9-15.

24. Uden, L., Wangsa, I., Damiani, E. The Future of E-learning: E-learning Ecosystem // 2007. Inaugural IEEE International Conference on Digital Ecosystems and Technologies (IEEE DEST 2007). P. 113-117.

Система Orphus

Loading...
Up