Проектирование новых образовательных результатов на основе инструментов мультисредового урока

 
Код статьиS181570410020703-8-1
DOI10.54884/S181570410020703-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Директор
Аффилиация: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Инженерно-технологическая школа»
Адрес: Российская Федерация, Ленинградская область
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (71)
Страницы125-133
Аннотация

В статье рассматривается проблематика проектирования новых образовательных результатов с использованием инструментов мультисредового урока, в числе которых автор особо выделяет и дает определение сквозных компетенций. Также представлена авторская классификация сквозных компетенций. Применительно к школьному этапу образования человека предлагается семь обобщенных групп компетентностей: социальная; образовательно-познавательная; психолого-педагогическая; общегражданская; технологическая; общекультурная; менеджерская. Проблематика мультисредового урока, занятий, мероприятий в статье рассматривается в рамках более широкого контекста, связанного с кросс-многомерной организацией образовательного процесса, дидактикой и организационно-педагогическими подходами к построению мультисредового урока. Кросс-многомерная организация образовательного процесса рассматривается как результат повторяющихся и ситуативных, управляемых и стохастических взаимодействий и пересечений образовательной среды с разнообразными пространствами и средами, в числе которых цифровая, культурно-историческая, этнокультурная, инновационная, технологическая, валеологическая, предметно-пространственная среды; библиомедийное, аксиологическое, семантическое, семиотическое, ноосферное, событийное и другие пространства. Приводятся примеры пересечения и взаимодействия в рамках урока, занятия по внеурочной деятельности отдельных пространств и сред, а также достигаемых  педагогических результатов и эффектов. Значительное место в статье отводится описанию построения и применения конструктора мультисредового урока, позволяющего одновременно использовать потенциалы нескольких пространств и сред, решать образовательно-воспитательные задачи в соответствии с ФГОС и потребностями обучающихся, обеспечивать формирование у них метапредметных результатов, сквозных компетенций, навыков будущего. Отдельный вопрос, нашедший освещение в статье, – проблемно-деятельностная режиссура мультисредового урока, роль учителя в его проектировании, в том числе в определении образовательных результатов.

Ключевые словановые образовательные результаты, сквозные компетенции, проектирование образовательных результатов, мультисредовый урок, кросс-многомерный образовательный процесс, конструктор мультисредового урока
Получено17.06.2022
Дата публикации04.07.2022
Кол-во символов13983
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Образовательный процесс в современной школе является сложным явлением, производным от составляющих и наполняющих его содержательно и технологически многочисленных факторов [9; 19; 20]. С полным основанием можно утверждать, что это есть некая открытая социальная система [21], в которой процесс образования выходит за рамки классной комнаты [22]. Определяющей особенностью образовательного процесса является сочетание в различных комбинациях и взаимодействие с ним различных пространств и сред. В силу этого имеет место феномен многосредовости, как новая педагогическая реальность [2; 5; 6; 12]. Повторим, что данная реальность возникает в результате повторяющихся и ситуативных, управляемых и стохастических взаимодействий и пересечений образовательной среды с разнообразными пространствами и средами (цифровая, культурно-историческая, этнокультурная, инновационная, технологическая, валеологическая, предметно-пространственная среды; библиомедийное, аксиологическое, семантическое, семиотическое, ноосферное, событийное и другие пространства).
2 В каждом конкретном случае указанные выше пространства и среды имеют значение и должны учитываться учителем при проектировании урока, планировании применения определенных педагогических средств, форм, методов и технологий, определении ожидаемых результатов и эффектов, включая предметные, метапредметные, личностные результаты в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом [15]. Это важно также в аспектах организации и инновационного обновления образовательной деятельности в целом, обеспечения качества образования.
3 Например, предметно-пространственная среда имеет существенное значение для детей с ограниченными возможностями здоровья, для организации подвижной деятельности обучающихся. Семантическое пространство активно задействуется при организации теоретического обучения, освоении фундаментального ядра знаний. Использование элементов производственно-профессиональной среды является важной предпосылкой для организации эффективной профориентационной работы, создания профильных классов. Аксиологическое пространство имеет определяющее значение при определении содержания, форм и технологий воспитательной работы, в процессе создания позитивной организационной культуры школы. Учебно-исследовательская деятельность в современной школе немыслима без опоры на элементы инновационной и технологической среды, сетевого пространства («Фаблаб-лаборатории», нанолаборатории, лаборатории Интернет-вещей и т.п.). Географическое пространство важно для позиционирования школы, выбора стратегий ее сетевого взаимодействия и внешних связей.
4 Материалами для подготовки настоящей статьи послужили публикации по проблематике новых образовательных результатов, проектированию и применению в образовании кросс-многомерных пространств и сред. В ходе работы с источниками информации использовался ряд теоретических методов: анализ, синтез, обобщение.

всего просмотров: 249

Оценка читателей: голосов 0

1. Абдурахманова Э.M. Учительские ожидания и академические достижения учащихся: обзор зарубежных исследований // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1. № 4 (69). С. 75–87.

2. Ахмедьянова А.Х., Кашапова Л.М. Концепция создания кросс-культурной образовательной среды школы, обеспечивающей формирование гармонично развитой личности обучающегося // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 1. С. 6–12.

3. Ванина Э.В. Учитель в цифровых рамках // Непрерывное образование. 2021. № 4. С. 38-42.

4. Елистратова К.А., Панасюк В.П. Формирование многофункциональных результатов образовательного процесса в кросс-многомерной среде школы // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 5 (183). С. 158-163.

5. Елистратова К.А., Панасюк В.П. Образовательный процесс в школе: кросс- многомерная реальность (моногр.). СПб.: Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности, 2021. 108 с.

6. Козырева О.А., Гайко М.Е. Возможности мультисредового подхода в педагогике и социологии // Образование. Карьера. Общество. 2011. № 3 (32). С. 24-32.

7. Макарьев И.С. Навыки XXI века: модель подготовки специалиста (учебно-методическое пособие). СПб.: СПб ГАПОУ Морской технический колледж им. адмирала Д. Н. Сенявина, 2021. 240 с.

8. Мякинина С.Б. Сквозные компетенции финского образования: финский опыт, российские реалии, сравнительный анализ // Школа будущего. 2019. № 3. С. 72-87.

9. Образование мирового уровня. Как выстроить школьную систему XXI века?: пер. с англ. / Андреас Шляйхер. М.: Изд-во «Национальное образование», 2018. 328 с. (Антология образования).

10. Образовательные результаты: понятие, функции, требования. Центр изучения школьных практик и образовательных программ XXI века, Институт образования Научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики». [Электронный ресурс]: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/553/553dbceecbd41e6c2780a82efe82f208.pdf. (Дата обращения 21.01.2022).

11. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. Аналитический отчет к III Международной конференции «Больше чем обучение: как развивать цифровые навыки», Корпоративный университет Сбербанка. М.: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Корпоративный университет Сбербанка», 2018. 122 с.

12. Панасюк В.П., Елистратова К.А. Кросс-многомерные пространства и среды как факторы инновационного обновления образовательной деятельности // Человек и образование. 2020. № 1. С. 30-38.

13. Панасюк В.П., Ачкасова О.Г. Сквозные цифровые компетенции студента как новое понятие профессиональной педагогики // Сибирский педагогический журнал. 2021. № 5. С. 114-122.

14. Попов А.А., Проскуровская И.Д., Рожкова Е.С. Постановка сквозных компетенций населения как стратегия позиционирования в социальной политике России // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. 28.10.2007. Интернет-ресурс:: https://gtmarket.ru/library/articles/3325. (Дата обращения 30.04.2022).

15. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 287 от 31 мая 2021 года «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Интернет-ресурс: https://base.garant.ru/401433920/ (Дата обращения 14.05.2022).

16. Рубенко А.Н. Информационно-образовательная среда как объект педагогических исследований // Вестник Таганрогского института им.А.П. Чехова. 2017. № 1. С. 106-110.

17. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И.Д. Фрумин, М.С. Добрякова, К.А. Баранников, И.М. Реморенко; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 28 с.

18. Хэтти, Джон А.С. Видимое обучение: синтез результатов более 50 000 исследований с охватом более 86 миллионов школьников / Джон А.С. Хэтти; под ред. В.К. Загвоздкина, Е.А. Хамраевой. М.: Изд-во «Национальное образование», 2017. 496 с.

19. «Эффективные» школы: ресурсы, контингент и управленческие стратегии директоров. Информационный бюллетень. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2017. 44 с.

20. Ястребов Г.А., Пинская М.А., Косарецкий С.Г. Использование контекстных данных в системе оценки качества образования: опыт разработки и апробация инструментария // Вопросы образования. 2014. № 4. С. 58-95.

21. Berstein B. (2003). Open school, open society? In: Towards a Theory of Educational Transmissions. Routledge. 176 p.

22. Cappelli G., Brealey S. The Thinking Learning Classroom. New York. 2016. 441 p.

23. Tyner K. Literacy in a Digital World Mahwah / K.Tyner. London, 2017. P. 9-15.

24. Uden, L., Wangsa, I., Damiani, E. The Future of E-learning: E-learning Ecosystem // 2007. Inaugural IEEE International Conference on Digital Ecosystems and Technologies (IEEE DEST 2007). P. 113-117.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх