Question as a methodological tool in the activity of an elementary school teacher

 
PIIS181570410020701-6-1
DOI10.54884/S181570410020701-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Head of the Department of Pedagogy and Methods of Primary Education
Affiliation: Tomsk State Pedagogical University
Address: Russian Federation, Tomsk
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (71)
Pages109-116
Abstract

In the article the problem of organization of posing questions on the text in the classes on the methodology of the Russian language for future primary school teachers is presented. The purpose of the article is to highlight typical mistakes and difficulties of students in the formulation of questions (using the example of the letter text) and to suggest optimal ways of their formulation. The following methods are proposed: highlighting facts (basic actions) and creating questions for each fact (action), the algorithm for composing questions for a letter and a literary text, highlighting specific practical ways of organizing reading activities (including performing specific educational tasks). It is concluded that the teacher's question in the lesson is an important methodological tool, the correct use of which helps to involve children in educational activities. 

Keywordsmethodology, literacy lesson, literary reading lesson, teacher's questions, text
Received17.06.2022
Publication date04.07.2022
Number of characters18606
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Известно, что любой педагог при проведении учебного занятия использует вопросы, адресованные ученикам в режиме так называемой «вопросно-ответной беседы». Вопрос можно определить как единицу речевого поведения педагога на уроке, с помощью которой он напрямую обращается к ученикам, чтобы вовлечь их в учебную деятельность. При этом вопрос важен не сам по себе, а как средство получения ответа: именно ответ ученика на вопрос учителя свидетельствует о его присутствии на уроке, о том, что он слышит и понимает учителя, а также понимает тот учебный материал, в контексте которого был задан вопрос. Ещё Д. Дьюи обращал внимание на связь жестких методов обучения с соответствующим характером вопросов: «Жажда правильных ответов во многом объясняет приверженность к жестким механическим методам» [1, с.167].
2 На наш взгляд, в деятельности педагогов фиксируется следующая тенденция: всё свое внимание они уделяют крупным формам педагогической деятельности (технологиям, технологической карте занятия, видам упражнений, приёмам активизации), забывая про такие «мелочи», как учебные вопросы. Ученые-дидакты пишут о том, что вопросы обладают эвристическим потенциалом при условии их особой формулировки и содержания. Таким потенциалом обладает, например, открытый вопрос – вопрос «без заданного направления поиска ответа, когда ученику открыты различные пути и средства его решения»[2, с.263-264]. Когнитивные психологи отмечают, что педагоги, как правило, сориентированы быстрее получить правильный ответ от детей: им не важно, понимают ли при этом дети суть вопроса. «Порой мне кажется, что мы, преподаватели, чрезмерно сосредоточены на получении ответа и уделяем недостаточно времени тому, чтобы учащиеся поняли вопрос и оценили его значение» [3, с.105].
3 При подготовке к уроку учителя уделяют внимание подбору интересных заданий, методов обучения, подготовке слайдовой презентации, но не обдумыванию и формулированию вопросов. Сами вопросы учителя обычно не пишут в своих конспектах, обдумывая лишь то, про что будет вопрос, но не его вид и точную формулировку. Добавим, что в технологических картах (поурочных разработках уроков), составленных авторами учебников, вопросы учителя не выделены: там перечислены только основные действия педагога: спрашивает, предлагает, обращает внимание, организует, уточняет, рассказывает, знакомит, помогает и т.п. [4]. При этом самыми частотными являются следующие глаголы: предлагает (какой-то вид учебного задания), организует (определенный вид работы) и спрашивает (направленность вопроса). В теории дидактики наблюдается аналогичная картина: внимание уделяется содержанию образования, принципам, методам, условиям обучения, но не таким средствам, как вопросы учителя [5]. В этой связи закономерны следующие вопросы: «Умеют ли педагоги правильно формулировать и задавать вопросы учащимся?», «Какие виды вопросов целесообразно использовать на учебных занятиях?», «Как учить будущих педагогов правильно формулировать вопросы учащимся?».

views: 247

Readers community rating: votes 0

1. D'yui D. Demokratiya i obrazovanie: per. s angl. M.: Pedagogika-Press, 2000. 384 s.

2. Kraevskij V. V., Khutorskoj A. V. Osnovy obucheniya: Didaktiki i metodika: uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedenij. M.: Akademiya, 2007. 352 s.

3. Uillengem D. Pochemu ucheniki ne lyubyat shkolu? Kognitivnyj psikholog otvechaet na voprosy o tom, kak funktsioniruet razum i chto ehto oznachaet dlya shkol'nykh zanyatij: per. s angl. M.: Izd. dom Vysshej shkoly ehkonomiki, 2020. 288 s.

4. Obuchenie gramote: Pourochnye razrabotki: Tekhnologicheskie karty urokov: 1 klass: posobie dlya uchitelej obscheobrazovatel'nykh uchrezhdenij / M. V. Bojkina [i dr.]. M.; SPb.: Prosveschenie, 2013. 432 s.

5. Koshkina E. A., Yadrennikova S. V. Strukturnaya organizatsiya terminologii sovetskoj didaktiki 20-30-kh godov 20 veka / Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. 2022. Vyp.1 (41). S.132-141.

6. Trofimov I. O., Kur'yanovich A. V. Obogaschenie slovarnogo zapasa shkol'nikov kak lingvometodicheskaya problema // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2022. Vyp. 2 (220). S.58-68.

7. Literaturnoe chtenie. 2 klass: uchebnik dlya obscheobrazovatel'nykh uchrezhdenij: v 2 ch. / L. F. Klimanova [i dr.]. M.: Prosveschenie, 2011. Ch.2. 224 s.

8. Psikhologicheskie resursy lichnostnoj gotovnosti k deyatel'nosti studentov v situatsii izmenenij / N. A. Buravleva [i dr.] // Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. 2022. Vyp. 2 (42). S.146-155.

9. Agarkova N. G., Agarkov Yu. A. Uchebnik po obucheniyu gramote i chteniyu. Azbuka 1 klass / pod red. M. L. Kalenchuk. M.: Akademkniga/Uchebnik, 2015. 128 s.

10. Bukvar'. 1 klass: uchebnik: v 2 ch. / V. V. Repkin [i dr.] M.: BINOM. Laboratoriya znanij, 2019. Ch.1. 112 s.

Система Orphus

Loading...
Up